24 МАРШРУТАМИ ЛЕТА РЕЗОНАНС No 41 | 1279 | 13 октября 2016 НЕПАЛ — В НЕДАВНЕМ ПРОШЛОМ КОРОЛЕВСТВО НА ЮЖНОЙ ГРАНИЦЕ ГИМАЛАЕВ — ИЗВЕСТЕН БОЛЬШИНСТВУ КАК ИДЕАЛЬНОЕ МЕСТО ДЛЯ ТРЕКИНГА — ТО ЕСТЬ ДОЛГОВРЕМЕННЫХ ГОРНЫХ ПРОГУЛОК. ОДНАКО И В СТОРОНЕ ОТ ТОРНЫХ МАРШРУТОВ ЗДЕСЬ ЕСТЬ ЧЕМ ЗАНЯТЬСЯ И ЧТО ПОСЕТИТЬ. С. КУВАЕВ Л ето считается не самым лучшим временем для поездок в Непал. С мая по сентябрь в стране — сезон дождей, однако нам очень повезло: за две недели днём проливной дождь прошёл всего два раза. Впрочем, дожди — не единственное, что останавливает туристов от посещения Непала летом. Высокая влажность и облачность скрывают из вида потрясающие горные панорамы, которыми так славится эта страна. Первое, что удивило нас в Катманду, как только мы вышли из аэропорта, — то, что очень многие жители столицы носят респираторы. Но дело оказалось не в экзотических инфекциях, о которых предупреждали туристические сайты, а в сильном загрязнении воздуха. Действительно, по узким улицам Катманду, многие из которых — грунтовые, двигается нескончаемый поток автобусов, грузовиков и мотоциклов, а также мусор, который как будто вообще не убирают (а на самом деле часто жгут), и это делает респиратор едва ли не необходимой деталью гардероба жителя непальской столицы. С водоснабжением и электричеством в стране тоже не всё благополучно. На крыше каждого частного дома стоит чёрный пластиковый бак для воды, который днём нагревается, обеспечивая жильцов тёплой водой, а у каждого уважающего себя заведения имеется собственный электрогенератор, так как свет регулярно отключают. Уличное освещение в Катманду вообще отсутствует. Каждый поход в центр города поэтому превращался в испытание, заставляющее по-новому взглянуть на работу коммунальных служб нашего города. Впрочем, возвращаться в район Боднатх, в котором мы остановились, всегда было приятно. Этот район расположен вокруг одноимённой старинной буддийской ступы, одной из крупнейших Как непривычно нам, жителм Среднего Урала, было наблюдать, как остроконечна вершина повлетс из-за туч где-то посередине неба! в мире. Здесь издавна останавливались торговцы и паломники, шедшие из Тибета в Индию и обратно, а с 1960-х он стал местом компактного проживания тибетских беженцев, покинувших родину из-за вторжения КНР. Каждый день вокруг исполинской ступы, частично разрушенной в результате прошлогоднего мощного землетрясения, беспрерывно движется поток верующих, приходящих поклониться главной буддийской святыне Непала. Вокруг ступы Боднатх расположено около сорока тибето-буддийских монастырей. При многих из них действуют гостевые дома, в одном из которых мы и ночевали в Катманду. А прямо напротив него стоял дом, в котором в 1968 году останавливалась русская принцесса из дома Романовых, по совместительству — американская светская Ступа Чарумати в районе Чабахил в Катманду — «младшая сестра» ступы Боднатх, сильно пострадавшей от прошлогоднего землетрясения. ФОТО автора енный австрийцами в стиле неоклассицизма. В центре парка — павильон, построенный над местом раскопок руин древнего дворца, среди которых находится памятный камень, отмечающий точное место рождения Будды. Рядом с павильоном — колонна, которую две тысячи лет назад установил знаменитый индийский император Ашока, также желавший увековечить значение этого места. Паломников в те жаркие июльские дни было совсем немного. Тем легче было ощутить благородное спокойствие Лум- Вершина Мачапучаре, входящая в массив Аннапурна, считается местными жителями обителью бога Шивы. ФОТО автора львица и киноактриса Зинаида Рашевская, на склоне лет приехавшая в Непал для того, чтобы стать буддийской монахиней. Она явилась, вместе со своими ламами-наставниками, соосновательницей международной буддийской организации «Фонд сохранения традиции Махаяны», филиалы которой в последние десять лет появились и в нашей стране — в Москве, Петербурге, а в прошлом году и в Качканаре. Рашевская приехала в Непал в то время, когда он находился на пике популярности у европейских хиппи, и был одной из конечных точек так называемого «хипповского пути». Он начинался в Европе, проходил через Турцию и Афганистан и заканчивался в Индии и Непале. Разочарованная сытой буржуазной жизнью европейская молодёжь проделывала этот далёкий путь на разукрашенных во все цвета радуги минивэнах, чтобы приобщиться к миру индийского мистицизма, который казался ей оплотом духовной свободы. Однако после того, как правительство под давлением Запада запретило легальную продажу гашиша, Непал вдруг перестал притягивать массы европейских «искателей истины», которые теперь ехали в основном в Индию. В Непале с той весёлой поры остались разрисованные раз- ноцветными орнаментами на хипповской манер грузовики и автобусы — каждый водитель и сегодня почитает за честь так украсить своего «железного коня», чтобы его нельзя было спутать ни с чьим другим, да так называемая «улица чудаков» (Freak street) в самом центре Катманду рядом со старым королевским дворцом Хануман-Дурбар. Когда-то она была местом наибольшего скопления разбитной европейской молодёжи, и сегодня там до сих пор встречаются вполне достойные продолжатели их дела. А памятником Рашевской можно назвать построенный при её участии на одном из холмов близ Катманду монастырь Копан, который ежегодно принимает сотни людей со всего мира на курсы медитации, инициатором которых она когда-то была. Буддизм часто называют «индийской» религией, однако немногие знают, что место рождения Будды — Лумбини — находится на территории современного Непала. Недавно там был создан просторный парк, в котором страны, где распространён буддизм, получили возможность построить собственные храмы. «Западный» буддизм там сегодня представляет храм, постро- Лумбини — место рождения Будды — остаётся объектом паломничества вот уже почти две с половиной тысячи лет. ФОТО Е. Куваевой бини, а также подумать о непостоянстве всех вещей — о том, о чём советовал вспоминать сам Будда тем, кто пожелает в будущем побывать в месте его рождения. Из Лумбини мы отправились в Покхару. Расстояние от Лумбини до Покхары — как от нас до Екатеринбурга, однако этот путь, лежащий сплошь по горным серпантинам, занимает половину суток. Обладателям слабых нервов лучше не смотреть за окно автобуса: сразу за краем неограждённой дороги — крутые склоны и ущелья с горными реками. Кто-то аплодирует пилотам, успешно приземлившим самолёт, но, по-моему, непальские водители, преодолевающие километры извилистых горных дорог, где единственное неверное движение сулит практически верную смерть, гораздо больше заслуживают подобных оваций. Покхара — город, лежащий у подножия хребта Аннапурна рядом с озером Фева. Когда-то Покхара, как и Катманду, тоже была хипповской Меккой, но здесь отголоски тех времён гораздо отчётливее: по набережной ходят толпы белой длинноволосой молодёжи, и нельзя пройти ста метров без того, чтобы какой-нибудь местный паренёк с мутным взглядом на ломаном английском не спросил у тебя, не желает ли сэр «чего-нибудь». Однако мы ехали в Покхару вовсе не за этим, а за природными красотами, и не ошиблись. Рядом с городом и даже в его черте находится целый ряд естественных достопримечательностей — например, водопад Дэви, пещера Махиндра, а также пещера Гуптешвор Махадэв — одна из самых крупных в Юго-Восточной Азии. Но, конечно, самое впечатляющее зрелище в Покхаре — это череда пиков Аннапурны, которую нам посчастливилось увидеть с одной из горных вершин рядом с городом, когда ветер ненадолго разогнал постоянно висящие над ним в летнее время облака. Как непривычно нам, жителям Среднего Урала, было наблюдать, как остроконечная вершина появляется из-за туч где-то посередине неба! Ни одна фотография или картина с изображением Гималаев не передаст того впечатления, которое они производят вживую. Трёх недель, которые мы провели в Непале, явно не хватило для того, чтобы, возвращаясь, чувствовать, что ты познакомился здесь со всем, что того стоило. Однако и то, что всё же довелось увидеть, наверняка останется в памяти на долгие и долгие годы.