Культура «Я помню вальса звук чудесный» Чувств и эмоций палитра Интервью с писателем нии всем тем вещам, которые Церковь нам говорит и являет. НЕДАВНО в Cети натолкнулись на интервью А. Березовской, которое она взяла у писателя Захара Прилепина. Разговор шел о внутриполитической ситуации в России, вопросах геополитики, ситуации в Донбассе, роли Церкви в жизни русского человека. Предлагаем вам познакомиться с ним. — Ваш роман «Обитель», повествующий о жизни соловецких заключенных в 20-х годах прошлого столетия, стал самой читаемой в стране книгой по итогам 2014 года. Многие считают «Обитель» романом о вере. Герои Вашего романа — это реальные люди? — Вы часто бываете в Донбассе, вот и недавно оттуда вернулись. Как, по Вашим наблюдениям, изменился ЮгоВосток за два года, какие там сегодня настроения? Романтика не ушла? Очаровательные ведущие праздника с победителями конкурса вальса – 2016! ВСЕМИ любимый танец вальс ещё юн, он живёт лишь третий век, и никто не может назвать имя человека, придумавшего его или точную дату рождения танца. Своим рождением вальс обязан многим танцам разных народов Европы, но родиной вальса по праву считают Германию и Австрию. Первоначально вальс был распространен лишь среди сельских жителей и считался вульгарным, недостойным исполнения на светских балах и приемах. Узаконить этот танец смогло только вмешательство английской королевы Елизаветы. А после того как принцесса Виктория пригласила оркестр Иоганна Штрауса на день своей коронации – 28 июня 1838 года, вальс окончательно «поселился» в дворцовых бальных залах. Как пишется в Википедии, «вальс – одно из искусств выразительных движений в ритме ¾». Сегодня вальс считается самым невинным и популярным, его танцуют на свадьбах, возрождаемых балах, выпускных вечерах учащейся молодежи. Через три месяца в школах города пройдут выпускные вечера, и уже сегодня началась подготовка к ним. В школе № 75 в минувший вторник был проведен восхитительный конкурс среди выпускников 11-х классов на лучшее исполнение вальса. Уже седьмой по счету вечер «Я помню вальса звук чудесный» проводится здесь по инициативе заместителя директора школы по воспитательной работе Т.В. Авериной. Совместно со своими помощниками, ведущими праздника Яной Павловской и Ильёй Зубковым, звукооператорами Иваном Втулкиным и Артёмом Пьячевым. Татьяна Васильевна подготовила и провела великолепный праздник, предусмотрев все тонкости сценарного искусства. Мастерски читала произведение Марины Цветаевой участница городского конкурса «Живая классика» Полина Панасова. Под аккомпанемент фортепиано звучала волшебная музыка Грига и Листа от учащихся Варвары Ендальцевой (7 «а» класс) и Александры Набережных (6 «а» класс). Зрители смогли послушать в профессиональном исполнении звуки вальса и, посмотрев отрывки из кинофильмов «Война и мир», «Мой ласковый и нежный зверь», проникнуться его красотой и гармонией. А утонченные ведущие в вечерних нарядах рассказали собравшимся историю возникновения восхитительного танца и путь его блистательного продвижения по миру. Да, действительно, «смеется вальс над всеми модами века, и с нами вновь танцует старая Вена»!.. Сложная композиция вальса от 11 «в» класса В конкурсе участвовали по три пары учащихся из 11 «б» и 11 «в» классов. Мне довелось поработать в жюри, совместно с другом школы, ветераном Великой Отечественной войны, Владимиром Ивановичем Мусиенко. С интересом мы наблюдали за вальсирующими парами и оценивали их выступления по заранее определенным критериям, учитывая внешний вид пар и их костюмы, мастерство и оригинальность исполнения вальса. Оба класса представили свою коллективную композицию, а затем импровизировала каждая пара, чтобы можно было оценить всех участников конкурса. Хотя все конкурсанты прилагали старание и были хороши, необходимо было определить по две «Лучшие пары» от каждого класса и, конечно же, победителя. Бесспорное лидерство проявили танцоры 11 «в» класса, их движения были более изящными и отточенными, а композиция – самая интересная и сложная – этот класс завоевал 1 место. Их «Лучшими парами» стали: Влада Кузнецова и Иван Забелов; Тая Кулючкина и Андрей Аверин. А среди конкурсантов 11 «б» класса «Лучшими парами» признаны: Ксения Омельченко и Александр Белоконь; Полина Рычкова и Влад Бронш. Хочу отметить и пары, не занявшие почетное звание лучших, но которые уже победили себя, выйдя на сцену. Надя Киценко (11 «б» класс) танцевала с классным руководителем Ильёй Дегтянниковым, и то, что молодой педагог вышел на сцену вместе с учащимися, поддержал партнёршу – это поступок настоящего мужчины! Кристина Сезёмина и Андрей Незнамов из 11 «в» класса удивили своей оригинальностью, вальсируя по сцене. За пары искренне болела и классный руководитель 11 «в» Л.Д. Бескоровайных. Думаю, все присутствующие на празднике получили огромное удовольствие, а родители гордились своими детьми, поддерживая конкурсантов бурными аплодисментами и восклицаниями «Браво»! «Вальс над землёй плывёт, добрый, как друг, и белый, как снег…» – может быть, этот вальс выпускники школы запомнят и пронесут через годы, с улыбкой вспоминая свой конкурсный тур вальса и его чудесные звуки! Н. МУХИНА, председатель информационной комиссии ПК-391 Фото автора 8 РАДАР ¹ 12 — У меня — нет. Там нет никаких вещей, которые могли бы меня до глубины души поразить. Я наблюдал эти вещи и в прежние времена, и ничего неожиданного я там не вижу. Совершенно понятно, что если ехать туда и говорить: «Господи, что происходит!», тогда не надо туда и ехать. Ничего другого там увидеть нельзя. А то, что там создается новая государственность, то, что колоссальное количество людей проявляет такие качества, которые ранее не проявили бы, то, что там создается новый героический иконостас, то, что история создается буквально на глазах — невозможно, чтобы это не трогало и не удивляло. — Какие-то да, какие-то нет. Там много реальных, много и придуманных. Но когда ко мне стали подходить люди со словами, что я описал какого-то там человека до конкретных деталей, то я стал думать, что при написании романа произошло нечто большее, чем просто моя авторская воля. — 4 ноября в Центральном Доме литераторов (Москва) Вы вместе с Егором Зайцевым презентовали «русские стеганые куртки» или как их называют в народе — «ватники». Коллекция навеяна событиями на Украине? «СОБЫТИЯ В ДОНБАССЕ - ЭТО БУДУЩЕЕ РОССИИ И ЕГО ОТРАЖЕНИЕ» — Маргинально настроенные граждане безошибочно выбирают себе то, что противоречит их представлениям о будущем России и вообще о России как таковой. Если они бьют в Церковь, значит, там надо искать правду. В этом смысле либералы, как барометр: против чего они выступают, именно на это мы и должны опираться. Они же все были «истероидами» (истерическая личность — авт.) на тему того, что советская эпоха ничтожна и никуда не годна, потому что мы забыли Бога, и не все они были такие верующие и богомольные. Но прошло 5-12 лет и вдруг они стали радикальными антиклерикалами. Все наши бывшие богомольцы своим чутьем почувствовали, что здесь кроется все то, что они не любят: сохранение консервативной мысли, государственности, родовых черт русского национального характера, который им особенно неприятен. Мужество, упрямство — это то, что они называют крепостным сознанием. На самом деле — это четкое ощущение вертикали и горизонтали, ответственности человека и той степени свободы, которая никогда им не будет понятна. Свобода как раз и заключается в следова- — Есть много идей. У нас есть внешняя политика, которая вполне нас консолидирует, и есть православная вера и левая экономика. Это триединство всех устраивает: вера, левая экономика и активная внешняя политика. — Для России все важно. Сирия — это многоходовая геополитическая игра, связанная с сохранением военных баз, с усилением влияния в азиатском поясе, с созданием новой мировой модели. Европа назначила свои санкции и не отступится от них никогда, если мы не будем предпринимать какие-то действия. Мы должны во всех этих вещах участвовать, если хотим поменять весь этот расклад, свалить все это домино, выстроить новую систему и выбить из США абсолютно надуманное право на их мировое «верховодство». Мы гораздо успешнее можем действовать, например, с точки зрения культуры, уж точно мы можем претендовать на место другого центра силы. ЗАХАР ПРИЛЕПИН: — И в то же время, Церковь — одно из самых уязвимых мест нашего государства. Особенно в последнее время я много слышу высказываний, читаю много статей так называемой российской оппозиции, где любым способом, явно или не очень, пытаются осквернить Русскую Православную Церковь. — Какой идеей можно объединить и консолидировать общество? — В последнее время со стороны либерально настроенных граждан часто слышатся упреки относительно операции РФ против ИГ в Сирии. Почему Сирия важна для России? — Сегодня большой праздник: введение в храм Пресвятой Богородицы (интервью записано 04.12.2015 г. — авт.). Вы много говорите о вере, принимаете участие в мероприятиях РПЦ. Какова, на Ваш взгляд, сегодня роль Церкви в России и в жизни современного русского человека? — Я сразу скажу, что я себя не выдаю за воцерковленного человека. Я тот человек, который как раз очень точно осознает роль Церкви. У меня семья очень воцерковленная: и дети, и жена соблюдают посты, посещают храмы. Но папа, то есть я, себя оправдывает тем, что он вечный странник и бывает дома крайне редко. Поэтому я не хотел бы брать ответственность и выдавать себя за того, кем не являюсь. При этом я совершенно твердо осознаю, что значение Церкви в русской истории абсолютное. Без Церкви ни создание, ни развитие, ни будущее России невозможно. Я никогда никаких вещей, связанных с Церковью, не осуждаю и не обсуждаю. Собственно ко мне никаких претензий в этом вопросе и нет. Церковь — это основа, это базис, это структура, ландшафт, это все то, внутри чего мы находимся и внутри чего мы сохранимся. ардерами, страна с богатыми и бедными, с расхождением риторики и практики, — она обречена в этом смысле. Однажды мы перестанем любоваться всеми нашими воинскими победами и спросим: «Почему нас воспринимают как крепостных в материальном смысле?». Конечно, в России есть и положительные моменты, но люди иногда впадают в возбуждение, и раздражающие вещи становятся слишком навязчивыми. В одну секунду толпа может возбудиться, тем более что Россия предоставляет причины для возбуждения общества. А надо, чтобы Россия не предоставляла таких возбудителей, чтобы она была для граждан, а не для финансовых манипуляций и обеспечения ряда семей и кланов сверхновыми доходами. — Да. В связи с событиями на Украине появилось такое ругательство, такой «мем» — «ватник». И мы решили, что надо работать на территории противника и популяризировать те вещи, которыми нас пытаются унизить. Безусловно, ключевой русский бренд «ватник» спасал людей и помогал нам одерживать победы, в том числе и воинские. Поэтому, почему бы его не популяризировать и не сделать гордостью то, в чем нас пытаются обвинить. — Если бы наше интервью проходило два года назад, до всех трагических событий на Украине, мы бы вряд ли обсуждали «ватники», роль Церкви… — Вот именно. Поэтому у меня и не пропадает романтизм, о чем Вы спрашивали выше. Иначе мы бы сейчас действительно не обсуждали вещи, которые важны для будущего России. — Какое значение имеют события в Донбассе для будущего России? — События в Донбассе — это и есть будущее России и его отражение. — Как Россия изменилась за эти 2 года? — Появилось определенное количество собранных, уверенных и точно знающих людей, что им нужно в России, чего они хотят добиться, и чего они не желают видеть в своей стране. Я точно знаю, что если возникнет новое белоленточное сообщество, которое при каких-то обстоятельствах попытается взять власть, — тут же появится определенное количество затейливых ополченцев в «ватниках», и вся их затея мгновенно разрушится. Сегодня создана та сила, которой еще не было позавчера, когда была «болотная площадь». — На Украине под соусом «цветной революции» была разрушена вся система государственной власти, произошел государственный переворот. Возможен ли аналогичный сценарий в России? Как не допустить переворота в России? — Это вопрос к власти, потому что если они будут и дальше продолжать свою неолиберальную экономику, то Россия однажды впадет в жесточайший экономический кризис. Страна с таким социальным расслоением, страна с милли- — Вас называют одним из самых перспективных будущих политиков России. Читая Ваши тексты, слушая то, что Вы говорите, cтановится очевидным тот факт, что Вы пытаетесь понять, что надо сегодняшнему обществу. Многие политические силы уже начали подготовку к думским выборам – 2016. Планируете ли Вы идти в большую политику? — Нет, не планирую. Совершенно. Более того, я даже не пытаюсь понять, что нужно обществу и ни в коей мере не следую запросам общества. Просто я так живу, это форма моей жизни, не связанная ни с какими политическими планами. Мне политика как таковая даже не интересна, я считаю, что я политик даже больше, чем некоторые депутаты или члены правительства. — Вы презентовали Вашу новую книгу «Непохожие поэты». Какие ценности и понятия Вы хотите передать русскому человеку этим творением? — Ну я же не буквари пишу или пособия для начинающего патриота. Я пишу книги о разнообразии мира, о том, что не надо определенные вещи воспринимать в сугубо режимно-полицейском виде. Эти вещи свойственны для самых разных людей: для либералов, для патриотов, для людей, убежденных в том, что они так поняли православие, как его никто не понял. Я говорю не про Церковь, а про людей, которые присваивают себе право говорить о каких-то истинах. На самом деле русская культура, литература, поэзия являют собой великое разноцветье и разнообразие эмоций, побуждений, поступков и прочих вещей, исходя из которых, мы можем делать какие-то другие выводы и понимать, что мир никогда не встраивается в схему. Эти удивительные биографии Луговского, Корнилова, Есенина являют собой все разнообразие русского духа, который периодически выходит за какие-то пределы, возвращается, откатывается… Это все называется безразмерность русского духа и пути. Эти биографии показательны для нашей истинной внутренней свободы, которая заключается в этом поведении и бесшабашности. — Сегодня Ваши произведения включены в учебники по истории современной русской литературы. Также Вы активно занимаетесь музыкой, собрав собственную группу «Элефанк». А недавно Вы еще и стали ведущим музыкального шоу «Соль». Где Вам комфортнее: в литературе, музыке или на телевидении? — Мне точно комфортно в литературе, там я себя чувствую на своем месте. А телевидение — это просто развлечение, связанное с юношеским увлечением музыкой и с возможностью произнести какие-то вещи для максимально широкой аудитории, а также с детским желанием лично увидеть и потрогать руками Бутусова, Шахрина и других. Телепроект — это «сбыча мечт» (шутл. — авт.). Беседовала А. БЕРЕЗОВСКАЯ 24 марта 2016 г.