Владельцам плавсредств Об эксплуатации маломерных судов 24 мая вступил в силу новый Федеральный закон №36-Ф3, который вносит серьезные изменения в порядок эксплуатации маломерных судов. днако, как показывают обращения О граждан в ГИМС МЧС Нижнетагильского инспекторского участка, текст зако- на оставляет непонятными многие практические вопросы по регистрации и снятию с учета плавсредств, касающиеся правил их эксплуатации и т. п. Мы собрали наиболее часто встречающиеся вопросы наших судовладельцев и даем на них ответы. – Какие лодки и моторы больше не подлежат государственной регистрации? – С момента вступления в силу закона № 36ФЗ госрегистрацию не должны проходить лодки массой до 200 кг включительно и моторы мощностью до 8 кВт включительно. То есть такие лодки, как «Крым», «Южанка» или «Обь», регистрации теперь не подлежат. Правда, тут есть одно «но»: каким образом определяется масса судна? В разъяснениях к закону сказано, что «масса судна определяется в соответствии с ГОСТ 19356-79 «Суда прогулочные гребные и моторные. Методы испытаний». Вот что говорит об этом тот самый ГОСТ: «Массу судна, полностью укомплектованного судовыми устройствами и предметами снабжения, следует определять взвешиванием». – Если лодка укомплектована подвесным мотором мощностью до 8 кВт и ее масса в такой комплектации превышает 200 кг, она подлежит регистрации или нет? – Масса лодки оценивается вместе с мотором. То есть, к примеру, если вы идете на лодке «Крым», которая сама по себе весит 190 кг, под 10-сильным Suzuki весом 20 кг, то такое плавсредство должно быть зарегистрированным. – Нужно ли проходить техническое освидетельствование плавсредств, которые не подлежат регистрации? – Об этом в разъяснениях ГИМС сказано однозначно: нет, не нужно. Следует только иметь в виду, что если у вас на лодке массой менее 200 кг стоит двигатель мощнее 8 кВт, то такое плавсредство придется регистрировать в установленном порядке и, соответственно, проходить техосмотр. Кроме того, по новому порядку от освидетельствования освобождается и одна категория зарегистрированных маломерных судов. Это «гребные суда, принадлежащие физическим лицам и используемые во внутренних водах». – Как быть владельцам ранее зарегистрированных плавсредств, которые согласно новому порядку регистрации не требуют? – Во-первых, принудительному снятию с учета такие плавсредства не подлежат. То есть вы можете спокойно пользоваться своей лодкой и забыть о необходимости техосмотра. Но нельзя забывать о транспортном налоге. Пока лодка числится в судовой книге как зарегистрированное плавсредство, вы будете получать извещения из налоговой инспекции о необходимости уплаты налога. Во-вторых, надо помнить про риск различных неприятностей. В случае если лодку у вас украдут, а потом совершат с ее помощью какое-нибудь злодеяние, придется долго доказывать, что вы тут ни Уроки для детей: «Электричество опасно!» при чем. Чтобы снять лодку с учета, владельцу необходимо с соответствующим заявлением обратиться в ГИМС по месту регистрации плавсредства. – Если плавсредство, подлежащее госрегистрации, уже было зарегистрировано, нужно ли его снова перерегистрировать в соответствии с новым законом? М ы настолько привыкли к электричеству, что нередко забываем об опасностях, которые оно в себе таит. Если ты оглянешься вокруг, то заметишь шагающие вдоль дорог опоры высоковольтных линий электропередачи, трамвайные или троллейбусные провода, провода осветительных фонарей. А сколько кабелей зарыто в земле под ногами – можно только догадываться. Современная улица буквально нашпигована разно­го рода электрическими сетями и установками. И все они смертельно опасны! – Нет, не нужно. До 27 мая суда регистрировались по прежнему порядку в судовых книгах. С 28 мая началась регистрация маломерных судов в соответствии с новым законом в реестре маломерных судов. При этом присвоение бортовых номеров, следующих за последним номером, зарегистрированным в судовой книге, продолжается в реестре. То есть прежняя регистрация сохраняется, как и бортовые номера. Чтобы избежать беды, пожалуйста, запомни следующие правила поведения на улице: – Нужно ли на подлежащем госрегистрации маломерном плавсредстве иметь должным образом оформленную судовую роль? • Ни в коем случае нельзя касаться оборванных висящих или лежащих на земле проводов или даже приближаться к ним. Удар током мож­но получить и в нескольких метрах от провода за счет шагового напряжения. • Нельзя также вле­зать на опоры высоковольтных линий электропередачи, играть под ними, разводить поблизости костры, разбивать изоляторы на опорах, делать на провода набросы проволоки и других предметов, запускать под провода­ми линии электропередачи воздушных змеев – это смертельно опасно! Опасно также рыбачить под проводами ЛЭП, особенно если в руках пятиметровая углепластиковая удочка: углепластик обладает повышенной проводимостью электрического тока. • Нельзя открывать лестничные электрощиты, находящиеся в подъездах до­мов, влезать на крыши домов и строений, где поблизости проходят электрические провода, заходить в трансформаторные будки и другие электро­технические помещения. • Если ты увидел оборванный провод, незакрытые или поврежденные двери транс­форматорных будок или электрических щитов, ничего НЕ трогай и незамедлитель­но сообщи об этом взрослым! Дома тоже есть свои правила безопасности. Посмотри, сколько в вашей квартире электроприборов. А еще… выключатели, розетки. Обращаться с ними надо правильно. – Действительно, новый закон требует, чтобы в числе документов на борту зарегистрированного маломерного судна имелась судовая роль. Однако в разъяснениях ГИМС на этот счет имеется специальный параграф: «При осуществлении надзорной деятельности за маломерными судами судовую роль в составе судовых документов не требовать до особого указания». – Нужно ли проходить аттестацию на право управления маломерным судном с двигателем меньше 10 сил? – В настоящее время можно управлять моторной лодкой, не имея водительских прав, только в том случае, если мощность мотора не превышает 5 л. с. (3,68 кВт). Возможно, в дальнейшем решится вопрос по владельцам маломерных судов массой (не грузоподъемностью!) менее 200 килограммов с установленным мотором мощностью менее 8 киловатт, и требований о регистрации таких плавсредств и наличии удостоверения на право управления маломерным судном не будет. Пожалуйста, запомни правила поведения дома: • Нельзя пользоваться электроприборами без разрешения взрослых. • Нельзя пользоваться неисправными электроприборами. Если из телевизора, холодильника или пылесоса пахнет горелой резиной, если видны искры, надо немедленно отключить прибор от сети и рассказать о неисправном приборе взрослым. • Нельзя самим чинить и разбирать электроприборы. • Выключая электроприбор, нельзя тянуть за шнур. Надо взяться за штепсель и плавно вынуть его из розетки. • Нельзя играть с электрическими розетками. Если ты увидел неисправную розетку, выключа­тель, оголенный провод, ничего не трогай и сразу расскажи об этом взрослым! • Помни: электричество не терпит соседства с водой. Чтобы не получить удар током, нельзя касаться включенных электроприборов мокрыми руками или протирать их влажной тряпкой. – Как изменятся размеры госпошлины за регистрацию маломерного судна и за прохождение его технического освидетельствования? – Госпошлина за регистрацию маломерного плавсредства будет составлять 1000 рублей, а за выдачу судового билета – 100 рублей. А вот что касается технического освидетельствования, говорится следующее: «С момента вступления Закона в силу при проведении освидетельствования маломерного судна оплата государственной пошлины за выдачу свидетельства о годности судна к плаванию не осуществляется, выдача талона технического освидетельствования прекращается». Цени свою жизнь, не омрачай ее электротравмой! С. БОГДАШИН, старший госинспектор по маломерным судам Нижнетагильского инспекторского участка МЧС России. Материал подготовлен пресс-службой Нижнетагильских электрических сетей. A .* .* .* реклама 20 000 р. при покупке ЛАДА Калина.* . реклама 25 октября 2012 г. РАДАР ¹ 43 19