Юбилей ЖИВЕТ ЗАВОД, ЖИВЕТ И ГОРОД ОАО «Вента» ни с кем не соревнуется, оно просто честно делает свое дело В этом году ОАО «Вента» – предприятие, внесшее немалый вклад в развитие отечественного машиностроения – празднует свой юбилей. За 55 лет работы машзавод добился того, что стал крупнейшим на Урале производителем промышленного оборудования для вентиляции и отопления и одним из крупных на территории Российской Федерации. аналогии изготовления. Завод выпускает уникальные вентиляторы для РЖД. Наш бюджет хорошо пополняется за счет выпуска продукции для электровозов нового поколения. «Вента» также занимаемся изготовлением уникальных бочек (для утилизации радиационных отходов). В группе предприятий «Атом­ энергомаш» довольно сложно выбрать лидера, все предприятия выпускают нестандартную продукцию, поэтому сравнивать сложно. Но цель у всех одна – создание уникального оборудования для атомных станций. Скажем так, никто друг с другом специально не соревнуется, просто каждый делает свое дело. Также в последнее время на предприятии был проведен экологический аудит. Для машиностроительного завода этот вопрос играет большую роль. Завод расположен практически в жилой зоне, поэтому работать он должен в соответствии с существующими правилами в области охраны окружающей среды. Необходимо не просто ставить для себя конкретные задачи, но и выполнять их, и за последний год «Вента» сильно в этом продвинулась (появились экологические паспорта, паспорта на отходы и т. д.). Немаловажно еще и то, что мы внедрили и развиваем производственную систему «Росатома», которая включает в себя целый комплекс мероприятий. Н акануне Дня рождения завода мне удалось встретиться с директором ОАО «Вента» Николаем Анатольевичем Азаровым. – Николай Анатольевич, совсем скоро машзаводу исполнится 55 лет. Если посмотреть на его историю, какой она была? – Очень тяжелой. До возникновения Нижнетуринского машиностроительного завода здесь действовала тюрьма, поэтому место, скажем так, было совсем невеселым. Светлое пятно на суровом историческом фоне наметилось в 50-е годы, когда сформировалось большое, мощное предприятие, со своими задачами. С тех пор «Вента» переживала взлеты и падения, и получалось так – чем мощнее становился завод, тем лучше он жил. Благодаря наращенному потенциалу «Вента» и выжила в тяжелые годы перестройки, экономических кризисов, сохранила кадры и продолжает работать. – Расскажите о том, какие люди трудятся на «Венте»? Гендиректор ОАО "Вента" Н.А. Азаров. – Что, на Ваш взгляд, является определяющим в работе такого предприятия? – Продуктовая линейка, заказы и кадры. Все это в совокупности и помогает пережить любой кризис. В непростые времена, правда, приходилось туго, когда на внутрироссийском рынке, казалось, ни у кого денег не было. Но среди продукции, выпускаемой заводом, помимо нестандартного оборудования есть и серийное. В основном это промышленные вентиляторы, стабильно востребованные на рынке. Кроме того, хорошее предприятие ценится еще технологиями и объемами производства. Все это необходимо для его успешного развития, славы и узнаваемости. Цель для нас сейчас – поднимать бренд «Венты», и думаю, что это коллективу завода удастся. У нас для этого есть и технологии, и специалисты. Хотя со временем необходимо будет перепрофилироваться в большей степени на серийную продукцию. Атомная энергетика интересна и понятна для нас, но этапы ее развития цикличны. – Как удается выдерживать конкуренцию? – Всеми возможными способами: за счет снижения издержек производства, себестоимости продукции, оптимального подхода к кадровой политике. Безусловно, все предприятия машиностроения работают в условиях жесткой конкуренции, «бьются» за каждый заказ, но никто и не обещал нам легкой жизни. "ХОРОШЕЕ ПРЕДПРИЯТИЕ ЦЕНИТСЯ ЕЩЕ ТЕХНОЛОГИЯМИ И ОБЪЕМАМИ ПРОИЗВОДСТВА. ВСЕ ЭТО НЕОБХОДИМО ДЛЯ ЕГО УСПЕШНОГО РАЗВИТИЯ, СЛАВЫ И УЗНАВАЕМОСТИ. ЦЕЛЬ ДЛЯ НАС СЕЙЧАС – ПОДНИМАТЬ БРЕНД "ВЕНТЫ", И ДУМАЮ, ЧТО ЭТО КОЛЛЕКТИВУ ЗАВОДА УДАСТСЯ. У НАС ДЛЯ ЭТОГО ЕСТЬ И ТЕХНОЛОГИИ, И СПЕЦИАЛИСТЫ". – Уникальные. Средний возраст работников завода – 45 лет, но им на смену приходит молодежь. Мы нацелены на омоложение коллектива, но делать это необходимо плавно, без перегибов, чтобы не потерять опытных специалистов. – Без этого нельзя, как и на любом предприятии, позиционирующем себя не как ремонтный цех, а серьезный машиностроительный завод. Существуют специальные программы по модернизации, техперевооружению, для реализации которых нужны деньги. Завод эти деньги зарабатывает и внедряет что-то новое, например, лазерную резку, криогенный бластинг. Благодаря этому удается работать быстрее. Кроме того, перевооружение должно быть направлено в первую очередь на снижение затрат в производстве, и у нас такие проекты есть. – Можно ли сказать, что «Вента» входит в число лидеров отрасли машиностроения? – Скорее, в число стабильного середняка, потому что есть оборудование, которое делаем только мы, а есть и конкуренты по № 39 |1068 27 сентября 2012 Программа техперевооружения является для предприятия основополагающей. Мы нацелены на то, чтобы модернизация осуществлялась в узком производстве при изготовлении единичного оборудования. И завод это делает, не стоит на месте. – Что наиболее значительного было сделано заводом за последние годы? – Увеличилась производительность труда. Мы четко определили для себя, что можем работать более эффективно при наличии заказов. Если в 2009 г. завод выпускал на 200 млн рублей товарной продукции, в 2010 г. – на 310 млн, то в 2011 г. уже выпущено продукции на 700 млн рублей. Растем огромными темпами, но это не значит, что нужно загонять себя в жесткие рамки и вы- ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА 1957 По решению Министерства среднего машиностроения в структуре Главного монтажного управления создан завод «Сантехдеталь». Основная задача – производство сантехнического оборудования для строящихся объектов Министерства и других отраслей промышленности. 1962 Предприятие передано в подчинение Главному управлению оборудования, начата его генеральная реконструкция. 1966 Завод «Сантехдеталь» переименован в Нижнетуринский машиностроительный завод. Растут производственные мощности, совершенствуется организационная структура, изменяется номенклатура выпускаемой продукции. Завод начинает выпускать вентиляционное оборудование и специальное нестандартное оборудование для основных предприятий атомной промышленности, в том числе для атомных электростанций. 1966–1991 Возможность повысить свой профессиональный уровень есть и у нас на заводе. Кроме того, завод подписал соглашение с филиалом ТИ НИЯУ МИФИ в городе Лесном, где проходит обучение часть наших специалистов. Нижнетуринский машиностроительный завод производит поставки оборудования для предприятий отечественной атомной энергетики, а также для АЭС в Болгарию, Германию, Чехию, Финляндию, Ливию, Вьетнам, Кубу. 28 сентября на торжественном мероприятии по случаю 55-летия завода, Дня атомной промышленности и Дня машиностроения состоится награждение лучших наших работников. Постараемся никого не забыть. Накануне юбилея на заводе также откроется Доска почета. Изготовлено специальное оборудование для опреснительной установки первого в СССР ядерного реактора БН-300 на быстрых нейтронах в г. Шевченко, для переработки ОЯТ на комбинат "Маяк", установки термостатирования, применяемые при обогащении урана, для Новоуральского электрохимического комбината. – Ваши планы на будущее? – Внедряются ли на «Венте» новые технологии? «Вента» входит в госкорпорацию «Росатом» и поэтому имеет право на изготовление оборудования для атомной промышленности, что является одним из наших приоритетов. Ну а поскольку мы занимаемся таким производством, то продукцию выпускаем качественную, на должном уровне и пользующуюся спросом у потребителей, благодаря чему предприятие имеет хорошую репутацию. 2 пускать с каждым годом товарной продукции все больше. Есть позиции, по которым можно поднять производительность труда, поставив людей в нормальные условия и дав им приемлемый объем работ, но нельзя забывать, что производительность труда не повысишь только за счет людских ресурсов. Нужно включаться в рамки перевооружения, автоматизации, компьютеризации и т. д. Считаю, что пока все необходимые мероприятия в этом направлении мы проводим. Сейчас необходимо удержаться на достигнутом уровне, добиться стабильности. И главное для нас как для машиностроительного предприятия – разработать программу долгосрочного обеспечения заказами. Пока заказы есть только на год-полтора вперед. – Уверенно двигаться вперед, развиваться. У предприятия (а «Вента» – это крупное предприятие машиностроительного дивизиона) есть все для хорошего будущего. Нужно только правильно этим распорядиться. – Николай Анатольевич, что бы Вы пожелали работникам в преддверии профессионального праздника? – Домашнего уюта, отсутствия сложностей в рабочем процессе. Желаю, чтобы все были здоровы, ходили на работу с удовольствием, с желанием и честно выполняли свои производственные задачи. Е. МАЛЫШЕВА. Фото из личного архива Н.А. Азарова. Партнеры и заказчики В число наиболее крупных партнеров и заказчиков ОАО «Вента» входят ООО «Уральские локомотивы», ОАО «Уралмашзавод», ОАО «ЗИО-Подольск», ФГУП «Базальт», Сибирский химический комбинат (Северск), Горно-химический комбинат (Железногорск), ОАО «Синарский трубный завод», ОАО «Магнитогорский металлургический комбинат». Расширяется номенклатура выпускаемого оборудования общепромышленного применения, завод становится третьим в СССР по выпуску промышленных вентиляторов. 1975 Начато производство автомобильных гид­ равлических подъемников. Каждый шестой подъемник, эксплуатировавшийся на территории бывшего СССР, выпущен на Нижнетуринском машиностроительном заводе. Наиболее широко известна модель МШТС-3С, серийный выпуск ее достигает 20 штук в месяц. 1991 Предприятие переходит в структуру Департамента ядерных боеприпасов Министерства среднего машиностроения. Освоено производство специальных контейнеров типа АТ-400 для хранения элементов ядерного заряда после разборки боеголовок. 1995 Нижнетуринский машиностроительный завод становится акционерным обществом. 1998 Официальное название – Открытое акционерное общество «Нижнетуринский машиностроительный завод «Вента». 2007 ОАО «Вента» входит в состав компании «Атомэнергомаш», энергомашиностроительного дивизиона Госкорпорации «Росатом».