Коротко: Лесной Мнение профессионала Новая мера социальной поддержки Это ежегодное пособие членам семьи погибшего участника ликвидации последствий аварии на Чернобыльской атомной электростанции. Эту выплату в размере двух с половиной тысяч рублей могут получить несовершеннолетние дети или вдовы чернобыльцев, которые не вступили в повторный брак. Сейчас в Министерство социальной защиты населения Свердловской области направлены документы для назначения данной выплаты двенадцати вдовам участников ликвидации аварии на Чернобыльской АЭС, проживающим в Лесном. Для получения пособий необходимо обратиться с соответствующим заявлением в первый или пятнадцатый кабинеты городской администрации. Контактный телефон 6-87-12. С сайта «Трансинформ». «Месяц качества» В период с 1 по 29 февраля проводится акция «Месяц качества». Акция проводится с целью улучшения качества обслуживания заказчиков филиала БТИ и сбора достоверной информации об уровне клиентоориентированности. Участником акции может стать любое физическое и юридическое лицо, являющееся заказчиком филиала. Для участия в акции необходимо заполнить купон-анкету, которую можно получить в кабинете № 1 по адресу: Ленина, 64. По итогам акции среди участников будет проведен розыгрыш денежных призов на баланс мобильного телефона от 500 до 1000 рублей. Объявлены номинации: «Самый сложный случай», «А вот у нас бывает», «Наше БТИ лучше всех», «Самые вежливые сотрудники БТИ». Справки по тел. 4-25-70. Лесной-лайф. Кого выбираем? 4 марта 2012 года состоятся выборы президента Российской Федерации и депутатов Думы городского округа «Город Лесной» пятого созыва. Напоминаем, что, согласно Конституции Российской Федерации, президент на этих выборах избирается сроком на 6 лет. Депутаты городской Думы избираются сроком на 5 лет. Согласно новому Уставу города, депутаты Думы избираются по смешанной системе: 10 депутатов в составе списков избирательных объединений по единому (общемуниципальному) избирательному округу, 10 депутатов выдвигаются избирательными объединениями или в порядке самовыдвижения по пяти двухмандатным избирательным округам. График работы комиссии в период избирательной кампании: в рабочие дни – с 8.30 до 17.30 (перерыв с 13.00 до 14.00). Контактный телефон (34342) 6-88-71. Лесная ТИК. На работу в ОВО Отдел вневедомственной охраны ОМВД России по городскому округу «Город Лесной» приглашает мужчин в возрасте до 35 лет, прошедших срочную службу в Вооруженных силах Российской Федерации, имеющих образование не ниже среднего полного, годных по состоянию здоровья на должности полицейского взвода полиции вневедомственной охраны. Прием граждан проводится в рабочие дни недели с 9.00 до 17.30 по адресу: ул. Мамина-Сибиряка, 16, 3 этаж. Телефон для справок 4-36-10. ОВО ОМВД России по ГО «Город Лесной». У госпожнадзора поменялся адрес Отдел государственного пожарного надзора СУ ФПС № 6 МЧС России сменил место расположения и теперь находится по адресу: Коммунистический проспект, 14а в здании пожарно-технической выставки (напротив Управления ФГУП «Комбинат Электрохимприбор»). Номера телефонов: – заместитель начальника отдела ГПН: 3-85-78; – начальник отделения ГПН: 3-79-61; – инспекторы ОГПН: 3-84-34; – группа дознания по пожарам: 3-87-96; – мл. инспекторы ГПП: 3-08-39. ОГПН СУ ФПС № 6 МЧС России. Как слово наше отзов¸тся... 21 февраля провозглашен ЮНЕСКО Всемирным днем родного языка. Предстоящий праздник послужил для меня поводом отправиться в школу №74, чтобы встретиться с учителем русского языка и литературы Светланой Владимировной Коптеловой и поговорить с ней о языке как о национальном, культурном явлении, а также о проблемах, с которыми сегодня сталкиваются учителя в преподавании языка. – Светлана Владимировна, чтобы сразу расставить все точки над i, давайте сразу обозначим, какой язык мы называем родным? – Родным мы называем тот язык, который дан ребенку от рождения. Это прежде всего язык родителей. Хотя для многих детей, живущих на русскоязычной территории, русский становится родным, несмотря на то, что изначально таковым не был. У меня в седьмом классе, руководителем которого я являюсь, учится украинка, которая украинского языка не знает, а родным считает русский язык. То же происходит и с остальными детьми, рожденными в других странах и впоследствии переехавшими с семьей жить в Россию. – Много ли у Вас было таких учеников? – Немного, хотя у нас в школе учатся дети разных национальностей. – А были среди них такие, кто знал два языка? – Да, но опять же, таких мало. Помню одну девочку, которая будучи татаркой, прекрасно освоила русский язык и с медалью окончила школу, но при этом не забыла татарского языка. Более того, она исполняла на нем песни и гордилась этим. Я очень уважаю семьи, в которых существует такое трепетное отношение к языку, к народным традициям. У другой моей ученицы, тоже татарки, я как-то спросила: «Ты чувствуешь себя русской или татаркой?». Она ответила: «Для меня оба языка родные, но татаркой я себя очень хорошо ощущаю». – Как сдавать ЕГЭ ребятам, мигрировавшим в страну недавно? Ведь для них русский язык еще не успел стать родным и неизвестно, станет ли таковым. – Они в любом случае должны сдавать ЕГЭ на русском языке, поскольку в России он обладает статусом государственного языка и на нем осуществляется образовательный процесс, сдача экзаменов. У ЕГЭ, как и у любой экзаменационной системы, есть свои плюсы и минусы. С одной стороны, изучение языка проходит системно, комплексно, а с другой – не предусмотрен тот факт, что у детей разный уровень. Методисты утверждают, что для сдачи экзамена достаточно выполнить задания части А (только орфография и пунктуация), но для кого-то и это сложно. Одна моя ученица приехала из Киргизии, и этот год для нее выпускной. Она старательная, трудолюбивая девочка, но нам все равно приходится заниматься дополнительно, чтобы этого минимального уровня достичь. – Как Вы развиваете языковую культуру своих учеников? – Мы стараемся много работать с языком. Я часто прошу ребят заучивать наизусть тексты, как поэтические, так и прозаи- ческие. Современные дети активно этому сопротивляются, но это необходимо, поскольку развитие человека происходит через чтение, заучивание, пересказ. Также я провожу на уроках викторины, конкурсы, даю различные творческие задания, на которые ребята охотно откликаются. Они очень любят чтение вслух, чтение по ролям. Еще я рассказываю о каких-то занимательных моментах из жизни великих людей. Недавно мы праздновали юбилей М.В. Ломоносова, и для учеников стало большим открытием, что, наравне с русским языком, он прекрасно владел более тридцати иностранными языками. – Если говорить не о школьной программе, каких авторов, отечественных или зарубежных, предпочитают ребята? – В среднем звене популярен жанр фэнтези, дети читают «Гарри Поттера». Ну а старшеклассникам некогда. Даже со школьной программой не все справляются. Многие ребята открывают для себя известных писателей впервые на уроках литературы. К сожалению, для большинства современных детей классическая литература – территория неизведанная. И причина кроется в семье. Приходится сталкиваться с тем, что родители читают мало (как правило, прессу или специальную литературу), а значит, не читают и дети. Родители должны помнить, что семья занимает первое место по уровню влияния на ребенка. Нужно любить своих детей, читать вместе с ними, постоянно находиться в едином языковом пространстве. Ведь молодежь сейчас окружает море информации, в которой легко утонуть, что-то понять искаженно. Поэтому мы – семья, общество, школа, – должны многое им объяснять, добиваться, чтобы они присваивали положительные образцы, модель благородного поведения. – Стираются ли у современных детей границы между своим и чужим? Они понимают, что принадлежит русской языковой культуре, а что пришло извне? – Я все чаще ловлю себя на мысли, что лет 15-17 назад мне не приходилось так растолковывать детям произведения Пушкина, Некрасова, Достоевского, как сейчас. Детям не хватает культурного фона. Большинство иностранных слов они воспринимают как родные, и когда начинаешь объяснять, как все устроено на самом деле, они оживляются, делая радостные открытия. После того, как ребята поймут внутреннюю форму слова и соединят ее с внешней, у них просыпается интерес. Беда еще в том, что программа у нас очень плотная, а учебники, несмотря на их обилие, несовершенны. Как правило, они направлены на изучение орфографии и пунктуации, и лишь немногие рассматривают язык как социальное, культурное явление. Я люблю работать с учебником под редакцией Разумовской. На мой взгляд, в нем показано развитие языка и его взаимодействие с другими языками, представлены крупнейшие ученые лингвисты, подборка культурологических текстов. – Часто ли одолевают вопросом: «Почему пишется так, а не иначе?»? С.В. Коптелова. – Нечасто, ребята воспринимают язык как данность. Притом в учебнике Разумовской, о котором уже шла речь выше, дан мощный пласт этимологии. Таким образом, изучение орфографии происходит путем не заучивания, а объяснения. К тому же, я с пятого класса приучаю детей работать со словарем, и не только орфографическим, но и этимологическим, и фразеологическим. – Боретесь с ненормативной лексикой? – Боремся, конечно. Совсем недавно даже смотрели документальный фильм о русском мате «Как слово наше отзовется», однако влияние среды велико. Бывает, объяснишь ребенку, что он произнес грубую фразу или совершил дурной поступок, и он это осознает, но через несколько дней опять примется за старое. Хочу отметить, что в нашей школе ни один педагог не обходит эту проблему стороной, и я ощущаю мощную поддержку коллектива. – Чувствуете ли Вы, что после Ваших объяснений дети наполняются гордостью за родной язык? – В ребячьей среде сейчас к языку отношение напряженное. Общество дает негативный посыл, мешающий подросткам гордиться. Не так давно одна десятиклассница спросила меня: «А Вы что, гордитесь своей страной? Вы ее любите?..». Нам пришлось долго выяснять, почему же у нее такая позиция. К сожалению, приходится констатировать, что материальная составляющая у детей сегодня доминирует над духовной, нравственной. – Чего не хватает современной школе в плане изучения языка? – Образовательная политика так устроена, что происходит «натаскивание» детей на экзамен. Да, в данных условиях ребенок сможет достигнуть уровня, необходимого для сдачи экзамена, но не больше. А ведь язык необходимо изучать с точки зрения словесности, за счет объединения языка и литературы. Понятно, что орфографический и пунктуационный материал очень велик, но опытный педагог всегда найдет время для словесности. Именно так я и стараюсь поступать. Когда мы изучаем литературное произведение, мы разбираем его и на уровне языка, то есть комплексно. Если бы это происходило системно, с пятого по одиннадцатый класс, у большинства учителей, то результаты и отношение к языку у учеников были бы другими. Евгения Малышева. Фото автора. Скорбная дата В память о Славе Попове 12 февраля исполнилось 10 лет со дня гибели в Чечне Вячеслава Валерьевича Попова. В этот день в ДТМ «Юность» прошло торжественное собрание в память о нем. Здесь собрались представители администрации города и лично Глава городского округа «Город Лесной» В.В. Гришин, представители всех общественных городских организаций: комитета солдатских матерей, объединения ветеранов боевых действий, совета ветеранов Великой Оте- чественной войны, преподаватели и учащиеся МБОУ «СОШ № 67» и ГБОУ «Профессиональный лицей №78 им. О.В. Терёшкина», где учился Вячеслав Попов до службы в армии, военнослужащие в/ч 3275, кадетский класс МБОУ «СОШ № 74», учащиеся других школ города. Короткая и яркая жизнь Вячеслава оборвалась в 19 лет. 12 февраля 2002 года механик-водитель, командир отделения 1 взвода 3 роты под селением Октябрьским в Чеченской республике подорвался на фугасе. В апреле 2002 года он должен был вернуться домой, но в жизни нет сослагательного наклонения. Из письма командира 1 взвода 3 роты Гимадиева, которое было написано в тот день маме Вячеслава, Елене Викторовне: «Мне всегда нравились его энергичность и веселый характер, я постоянно ставил его в пример другим солдатам. Слава был моим механиком-водителем, но два месяца назад его, как лучшего в роте, перевели на машину командира роты. Боевики заложили фугас там, где никто не предполагал. И наехать на него могла любая машина. Мои солдаты погибли у меня на глазах… Вы должны гордиться, что выМама Вячеслава растили сына, который смог сдес его боевыми товарищами. лать столько, сколько могут немногие, разве что единицы». 2 РАДАР ¹7 приезжать каждый год, и слово свое держит. Они приезжают ежегодно к маме Вячеслава Попова, более того именно они собрали в этот день боевых друзей, которые впервые приехали в город: Евгения Мосолова (Тюменская область), Дениса Пломодьяло (Сургут), Александра Иващенко (Новосибирская область), Александра Краснова (Чебоксары, Чувашская республика), Андрея Драного, (Сахалин), Алексея Козакова (Алтайский край). После собрания к памятнику и на могилу Вячеслава Попова были возложены цветы. В почетном карауле стояли военБойцы отряда «Разведчик» у могилы нослужащие в/ч 3275, бойцы поисВ. Попова после субботника. кового отряда «Разведчик». Бойцы отряда «Разведчик», перСлова командира подтвердили все выступавокурсники, достойно подготовились ко Дню пающие, кто знал Вячеслава: преподаватели шкомяти выпускника лицея; в пятницу, 10 февраля, лы, где он учился, директор Профессиональнона кладбище у всех воинских захоронений и у го лицея № 78 Н.А. Бацунова, друзья-сослуживпамятника погибшим защитникам Отечества, цы, приехавшие на День памяти из многих горонесмотря на холодную погоду, они провели субдов нашей страны: Абдулла Абдуллатифов, г. ботник. Озёрск, командир 3 мотострелковой роты, приДа, не ослабеет наша память, ехавший уже 6 раз – в тот роковой день, 12 февОна на веки нам дана, раля 2002 года, он был тяжело ранен, так как Чтоб вновь и вновь могли мы славить был вместе со Славой в той машине, и дал слоГероев наши имена. во, приехав сюда первый раз с Дмитрием ПадеЕлена ИВАНОВА, риным, г. Челябинск, Владимиром Глуховым, г. руководитель отряда «Разведчик», Екатеринбург, Андреем Федотовым, г. Шадринск, член КСМ города. 16 февраля 2012 г.