С чужих слов Расстрельные 1950-е в Лесном: домыслы или быль? (3-3) (5-4) Заранее должен предупредить читателей: изложенное ниже может показаться слишком неправдоподобным. Но есть реальный человек – житель Лесного – со слов которого и написан этот материал. Надеюсь, после публикации кто-то еще захочет поделиться воспоминаниями или выскажет свое мнение… В конце апреля мне неожиданно позвонил главный редактор газеты «Радар»: – Ты пишешь об истории города... Мужик один есть, говорит, что у нас тут пленных иностранцев расстреливали. Позвони ему, может, что-то напишешь… Некоторое время раздумывал. Вообщето в городе и раньше ходили подобные толки: якобы в конце 40-х – середине 50-х из барака усиленного режима (БУР), что в районе деревни Елкино, вывозили трупы особо опасных уголовников, которые затем сбрасывали в болото возле деревни Карелино. Домыслы это или быль – непонятно. В одной из своих книг мы с Ольгой Карякиной коснулись этого, преподнеся информацию не более, как бытующие в городе слухи. И сразу подверглись агрессивным нападкам со стороны одного местного историка, который, ссылаясь на архивные данные, категорически отрицает факты жестокого обращения с заключенными при строительстве нашего города... Наконец решил-таки позвонить по названому номеру. Признаюсь, хозяин квартиры рассказчиком оказался неважным, да и вся его скудная информация, которую он к тому же излагал довольно сбивчиво, сводилась исключительно к воспоминаниям из далекого детства. Пришлось задавать много наводящих вопросов. После часового разговора стала вырисовываться примерно такая картина. Собеседник мой, назову его Петром Петровичем, родился в 1949 году в Кыштыме, что по соседству с Челябинском-40 (ныне Озерск). Якобы из-за аварий на химкомбинате «Маяк» их семья была переселена в Исовский район, где родители устроились на работу в шлиховой цех – очищать золото с помощью ртути. Пете было тогда всего-то несколько месяцев от роду… Здесь сделаю небольшое отступление. Действительно, постановлением Совета Министров СССР от 21 августа 1947 года в Челябинской области вокруг первенца советской атомной индустрии – комбината «Маяк» – была образована особорежимная зона, в которую решением Челябинского областного Совета трудящихся включили 98 населенных пунктов, в том числе Кыштым. И хоть крупнейшая радиационная авария на «Маяке» («Кыштымская трагедия») случилась в сентябре 1957 года, локальные радиационные аварии на комбинате стали возникать уже с 1948 года. А в марте 1949-го был осуществлен массированный сброс жидких радиоактивных веществ в реку Теча… Замечу также, что из этой зоны высе- ляли всех неблагонадежных. Из своего исовского детства Петр Петрович особенно запомнил страшные картины, когда ночами через старательский поселок проходили крытые черные машины (вроде небольших автобусов), в которых, как он утверждает, везли на расстрел заключенных. Дальше их везли по старому Валериановскому тракту, а расстреливали в долине между Лысой горой и Малиновой. – Было мне тогда лет пять-шесть. Мама закрывала глаза мне, чтобы не смотрел на эти машины. Очень страшно было… – Теоретически, сколько человек могла вместить одна такая машина? – Человек тридцать, но заключенных было меньше. Спрашиваю Петра Петровича: – Почему Вы думаете, что их расстреливали? – Мы жили тогда на крайней улице поселка – Седова, куда со стороны старой валериановской дороги доносились автоматные очереди. (Взрослые говорили: от автоматов «ППШ».) Когда машины возвращались обратно, в зарешеченных окнах видны были пьяные охранники… Я и сейчас боюсь туда ходить. Там раньше телеграфные столбы с проводами были – военные, наверное, отчитывались по телефону. Сохранился склад («динамитка»), где взрывчатку хранили… Откуда возили на расстрел и где убитых хоронили – не знаю... В поселке у Петра Петровича имеется домик, в нем он бывает наездами, но в «расстрельную долину» ходить до сих пор боится. – Не хочу туда соваться, аномальная зона там. Не верьте тем, кто будет говорить, что тогда здесь не расстреливали! На протяжении всего разговора меня, не скрою, не оставляли разного рода сомнения. Но если рассказанное действительно имело место, то что же это могло быть? Стремление избавиться от ненадежных очевидцев возведения сверхсекретного объекта? А может, заключенных привозили из других мест?.. В поселке Ис, являвшемся тогда административным центром района, Петр Пе- трович общался с переселенцами из числа немцев. – Позднее их освободили, некоторые даже жили в нашем городе. А с бывшим заключенным греком, дядей Ваней Г., я разговаривал лет 10 назад, жил он рядом с АТС, которая на Юбилейной… – Вы-то, Петр Петрович, как оказались в Лесном? – спрашиваю. – В 1967-м меня вызвали на призывной пункт в Нижнюю Туру. Но военные неожиданно предложили мне работать в районе Свердловска-45. Согласился. Потом трудился в основных цехах комбината «Электрохимприбор». Потому и пенсия у меня теперь большая! – восклицает мой собеседник и возвращается еще к одной теме. – Возле Елкино, на Известковом, там, где сейчас Нижнетуринский детский дом инвалидов, раньше располагалось «хозяйство Плотникова». (Орденоносец Плотников потом переехал в Свердловск.) А неподалеку функционировал лагерь. Мы, ребятишки, заглядывали в небольшие – типа бойниц – оконца тамошнего бетонного карцера, где в маленьких камерах, по пояс в воде, держали заключенных. Вероятно, чтобы те не могли лежать. Однажды (сам видел!) от 8-й вахты к Елкино вели большую группу, человек сто, заключенных в кандалах. Шли они медленно, молча. Из того лагеря дорога, известно, была одна… На мое предложение встретиться Петр Петрович отвечал как-то неопределенно, словно чего-то опасаясь. После я еще несколько раз обращался к нему по телефону с уточняющими вопросами. Снова и снова анализируя информацию, прихожу к одному: довольно страшная картина получается, чтобы запросто в нее поверить. Да и мало ли что могло показаться малолетнему ребенку. Но с другой-то стороны – человек по собственной воле заявляет, что был очевидцем жутких событий. И в городе это уже не первое свидетельство подобного рода. Дыма без огня, говорят, не бывает… Владимир СТРУГАНОВ, г. Лесной. Фото автора. Апрель – август 2011. Бывший известковый завод в районе Ёлкино. Безопасность на дорогах Чтобы была возможность остановиться (2-2) (5-4) Компания "Интерра" Информация о товарах и услугах публикуется на правах рекламы. 18 РАДАР ¹ 38 Скорость – важнейший параметр безопасности. Ключевое правило выбора скорости: скорость должна быть такой, чтобы при возникновении опасности, которую водитель в состоянии обнаружить, транспортное средство имело возможность остановиться. Кроме того, в каждый момент времени водитель должен выбирать скорость исходя из всего комплекса дорожных условий, времени года, интенсивности движения, соблюдения безопасной дистанции и т.д. При движении в плотном транспортном потоке безопасной считается скорость, равная средней скорости потока. Отклонение как в большую, так и в меньшую сторону отрицательно влияет на безопасность дорожного движения. Так, например, если скорость отдельного автомобиля отличается от скорости потока на 30 км/час (в любую сторону), вероятность возникновения аварийной ситуации на данном участке дороги возрастает в 10 раз! Можно ли ездить медленно без необходимости? Правила не запрещают – но с одним условием: не создавать помех другим участникам движения. При этом есть ряд дополнительных указаний. Так, если скорость т/с по техническим или иным причинам меньше 40 км/час, ему разрешено движение только по крайней правой полосе. Выезжать из нее можно только для объезда, обгона еще более медленно движущихся транспортных средств, а также перед поворотом налево или разворотом. Исходя из конкретных условий движения и для повышения безопасности на дорогах, может устанавливаться запрещающий знак «Ограничение максимальной скорости», понижающий скоростной лимит. Действие его распространяется на все транспортные средства. Однако на хороших современных дорогах можно увидеть знаки, на которых указано ограничение выше, чем предусмотрено Правилами (например, 80 км/час, 100 км/час на городских магистралях). Делается это для повышения пропускной способности дороги. В данном случае действие знака распространяется не на все т/с, а только на те, у которых нет определенных ограничений, таких как буксировка (которая на любой дороге должна производиться со скоростью не выше 50 км/час), организованная перевозка детей (60 км/час) и т.п. Если на транспортном средстве установлен опознавательный знак «Ограничение максимальной скорости», то указанное на нем значение водитель такого т/с также превышать не имеет права. Таким образом, запрещающий знак «Ограничение максимальной скорости» имеет два применения: во-первых, он понижает скорость для повышения безопасности, а во-вторых, разрешает двигаться со скоростью выше, чем предусмотрено Правилами (для тех, у кого нет ограничений) для повышения пропускной способности улиц и дорог. Два замечания по поводу высокой скорости. Первое. Чем выше скорость, тем сильнее сужается поле зрения водителя, поскольку ему необходимо контролировать большее расстояние впереди себя, из-за чего объекты «по бокам» (знаки на обочине, встречные автомобили) как бы выпадают из его поля зрения. Второе. Другая опасность – это так называемое опьянение скоростью. При движении по дорогам с однообразным или повторяющимся пейзажем водитель перестает воспринимать свою скорость как высокую. Об этом надо помнить и постоянно контролировать ее по приборам. ОГИБДД г. Лесного. 22 сентября 2011 г.