Крещение Господне Отчего святая вода теряет святость? Крестный ход с освящением иордани. В крещенскую ночь с 18 на 19 января происходит величайшее чудо – Дух Божий сходит на освящаемые в храмах воды, и они становятся целительными. На ночную праздничную литургию в Нижнетуринский храм святителя Иоанна Митрополита Тобольского собрались сотни верующих. Иерей Анатолий Кузнецов в белом праздничном обличии с особой торжественностью начал службу. Главное для христианина в этот день – присутствие на церковной службе, Исповедь и Причащение Святых Христовых Тайн, принятие Крещенской воды. После Божественной литургии состоялся крестный ход. Уже несколько лет в этом приходе существует традиция оборудовать малую иордань в виде вырубленного креста для погружения верующих. Отец Анатолий совершил великое водоосвящение этого источника. Он молился о том, чтобы вода освятилась силой и действием Святого Духа. О том, чтобы она была даром освящения, избавления от грехов, исцеления души и тела. О том, чтобы она получила благословение Иорданово. Чтобы отгоняла всякие наветы видимых и невидимых врагов. Чтобы и мы через вкушение этой воды и явления Святого Духа сподобились освящения. Крещение Иисуса Христа в водах Иордана освятило естество воды. И освященная в этот день в церкви крещенская вода содержит залог благодати. Особенное свойство этой воды – то, что добавленная даже в небольшом количестве к воде обычной, она сообщает благодатные свойства и ей. Освященная вода – церковная святыня, поэтому, набирая святую воду или принимая ее, нельзя ссориться, ругаться. От этого святая вода теряет святость. …Сложившейся вокруг праздника Крещения народной традицией является купание в проруби. И на этот раз была оборудована крещенская купель. Но еще до освящения воды к источнику пришли десятки молодых людей, некоторые были навеселе, и, ринувшись одновременно в прорубь, они сломали деревянные сходни, укрепленные у края проруби. Пришедшие через время милиционеры навели порядок, но поручни уже были сломаны и окунаться без них стало просто опасно, о чем и предупредил прихожан отец Анатолий. Смельчаки все же нашлись, но выбирались с большим трудом, а десятки других, особенно женщин, так и не решились подойти к проруби. Момент священного Таинства для многих был утерян… Как тут не вспомнить русскую поговорку: «Заставь дурака Богу молиться, он и лоб расшибет». Елена СТАРОВЕРОВА. Фото автора. Праздничная служба в храме. Популярная психология Синдром отличника Все родители хотят, чтобы их дети учились в школе как можно лучше. Желательно на одни пятерки. Они считают, что отличная учеба – прямой путь к жизненному успеху. Однако если мы посмотрим вокруг: на коллег по работе, на успешных лидеров, известных людей или вспомним судьбу своих одноклассников – как отличников, так и троечников, то увидим, что блестящий старт отнюдь не всегда приводит в жизни к победам. Почему так? Интересные вещи из жизни отличников и троечников рассказал нам студент-лесничанин Алексей МИРОНОВ, который учится в Ленинградском государственном университете им. Пушкина на факультете психологии. Пленник чужих ожиданий ОАО «Тизол» требуются: По вопросам трудоустройства обращаться по адресу: ОАО «Тизол», г. Нижняя Тура, ул. Малышева, 59, тел. (34342) 2-62-53, 2-53-73. (2-1) • Слесарь КИПиА с опытом работы в электроустановках (з/п от 13000 рублей); • Электромеханик с высшим профессиональным образованием, с опытом наладки и обслуживания частотных преобразователей (з/п 1800020000 рублей); • Электромонтер 4, 5 разрядов (з/п от 12000 рублей); • Ученики оператора на установку по изготовлению штапельного стекловолокна (образование не ниже среднего профессионального). Информация о товарах и услугах публикуется на правах рекламы. 12 РАДАР ¹3 Стремление все в жизни делать на отлично рождается в раннем отрочестве. Растет в семье эдакий умный мальчик или девочка, которым все любуются, и постепенно он сам начинает любоваться собой, ему приятно, что он хороший, что ему все завидуют и его хвалят. Он хочет делать все лучше всех, чтобы его хвалили и дальше, или вообще не делать то, что не может сделать лучше других. Так ребенок становится пленником чужих ожиданий: все ждут от него успеха, и он уже не может позволить себе быть неуспешным. Отличник становится заложником общества. Но в жизни не бывает так, чтобы успех сопутствовал нам всю жизнь. Когда-то случаются и неудачи. Они никому не приятны, но все же неудачи – не повод, чтобы впасть в депрессию, сломаться. Однако именно это может случиться с отличником, у которого нет опыта выхода из проигрышей, потерь и поражений. Отличник, став взрослым, крайне осторожен, он не рискует взвалить на себя роль лидера, ему больше нравится быть помощником лидера, аналитиком, экспертом. Такие люди могут быть успешными референтами, профессорами, глубокими специалистами, но никак не руководителями. Они не в состоянии принимать решения в условиях нехватки, переизбытка или искажения информации, что приходится делать лидеру, руководителю, начальнику. Отличнику надо сначала все проанализировать, продумать, он не может выйти за границы своей компетенции, потому что боится решить задачу неправильно. Он делает то, чему его учили в школе, институте, он доигрывает ожидания родителей и окружающих. Как трамвайчик, который едет по проложенному пути и не может резко повернуть вправо или влево. Преобразователь сонного царства Иное дело троечник. Он с детства знает, что такое неудачи. Да, частенько в школе он не мог решить уравнение или показать на карте Занзибар. Но он мог выкрутиться, мог стоять и сочинять на ходу, валять дурака, легко снижал свой статус, справлялся с унижением в проигрыше. И это сделало его гибким в общении и психологически более устойчивым. Он не боится быть первым там, где еще никто не был, в то время как отличник перебирает последствия каждого своего шага. Троечники выходят за границы собственной компетентности – и выигрывают, а отличник следует канонам, выйти за рамки компетенции боится, а значит, не рискует и не пьет шампанского. Еще одна особенность успешного человека – он социально независим. Он, как сказочный Иван, кидается в котлы с кипящей водой: занимается то дискотеками, то птицефабрикой, то рекламой, потому что не боится действовать в условиях неопределенности, чего боится отличник. Троечник не стремится обогнать всех, что как раз делает отличник, желая быть лучше всех в той области, где он знаток, на той дистанции, которую он уже освоил. А троечник-Иван лезет туда, где до него никто не бывал. Он новатор, преобразователь сонного царства. Почему отличник боится «котла»? Любое новое дело предполагает, что ты выступаешь в роли дилетанта. И любой успех начинается с каких-то потерь. Отличнику неуютно в шкуре дилетанта – да он такого и позволить себе не может! Троечнику же это дается легко. Отличник, привыкший к победам, болезненно переносит потери, а троечник столько раз уже выглядел бледно, что очередная неудача не вышибет его из седла. Ему все равно, что о нем будут судачить: у него есть цель и он социально независим. Вот три основных качества, которые могут сделать троечника человеком успешным: внутренняя независимость от мнения окружающих, большая гибкость и наличие цели. Пример барона Мюнхгаузена Может ли наш отличник пересесть из трамвайчика, который движется по проторенному пути, в мощный вездеход, который не забуксует ни на какой дороге? Или, как Мюнхгаузен, вытащить себя за волосы из болота социальных ожиданий общества? Может, хотя сделать это ему будет нелегко. Но у него есть помощник – его светлая голова, интеллект. Первое, что должен сделать отличник, это как бы раздвоиться и посмотреть на себя со стороны. Но только не глазами окружающих, а своими собственными. Поговорить с самим собой. Этот внутренний диалог был в культуре русских интеллигентов – большинство из них вели дневники. Такой дневник позволял посмотреть на себя со стороны, перечитать свои записи как записи чужого человека. И отстранившись, понять, какой ты есть и каким хочешь стать. В психологии такое состояние называют рефлексией. Второй путь – разговор с кем-то о себе. Совместные размышления, почему ты не можешь себя реализовать. Лучше, конечно, если такие беседы будут проходить с профессионалом – практикующим психологом. Третий путь – задать самому себе главные вопросы: что в моей жизни не так? Что мешает мне сделать то, чего я никогда не делал? Конечно, если начать размышлять о таких вещах, то можно найти множество уважительных причин не тащить себя за волосы из болота. Оправдать свое пассивное поведение. Но надо посидеть у сказочного камня на перепутье – у того, на котором написано: «Направо пойдешь… Налево пойдешь…». Отличник в юности эту развилку проскочил. Вернее, его перенесли через нее родители и педагоги. Итак, психолог советует поразмыслить и все-таки куда-то ехать. Впереди будут и другие перекрестки, и новые выборы. Если не двигаться – застой, пустота существования, страх перед всем новым, обращение к прошлому, а потом и потеря интереса к жизни. Если осознать, к чему может привести страх неуспеха, умный человек найдет силы прыгнуть в кипящий котел. Но вернемся к нашим детям, которых мы каждый день наставляем учиться как можно лучше. А может, пойти другим путем? Может, помочь им выбрать цель, не держать их за руки, когда они пробуют одно, другое, третье? Не отговаривать, когда они хотят рискнуть?.. Слушала Анастасия СЕРГЕЕВА. 20 января 2011 г.