Интервью (4-2) Особое внимание – дополнительному образованию Информация о товарах и услугах публикуется на правах рекламы. 4 РАДАР ¹2 Сегодня много говорят о введении в школах России нового государственного стандарта образования, но за кадром остается образование дополнительное (кроме того, которое должно быть реализовано в школе в рамках этих самых стандартов). Что выпадает на его долю? Каким будет его дальнейшее развитие? Эти и другие вопросы стали главной темой первого форума педагогов системы дополнительного образования Свердловской области, который состоялся в конце минувшего года в Екатеринбурге. В работе форума приняла участие директор Центра детского творчества г. Лесного Ирина ВЛАСОВА, и поэтому наш разговор мы начали с вопроса о поездке. - Ирина Альбертовна, Вы сказали, что сам факт проведения первого областного форума по дополнительному образованию – знаменателен. Чем же? - Новый директор областного Дворца молодежи (а это центр по допобразованию в области) Константин Щербаков, толькотолько назначенный министром образования Свердловской области Сергеем Черепановым, уже сделал три важных дела с одной целью – привлечь внимание к проблеме сохранения и развития дополнительного образования. Во-первых, создал Попечительский совет, который возглавил председатель правительства Анатолий Гредин. Вовторых, основал некоммерческую организацию «Ассоциация учреждений дополнительного образования». Центр детского творчества Лесного как одно из сильнейших учреждений области получил приглашение войти в число 10 учредителей этой ассоциа». ции, кроме того, мы Театр «Арлекин единственные представляем Северный управленческий округ. В-третьих, был организован форум. Впервые нас, 600 педагогов, работающих в системе дополнительного образования, собрали вместе и впервые с высоких трибун звучала обеспокоенность, если не сказать отчаяние по поводу того, что ожидает дополнительное образование. А это проблема не только области – всей страны. - Однако чем больше слушаешь Фурсенко, тем больше сомневаешься: знает ли он, что вообще существует такая сфера – дополнительное образование? - Согласна. У многих моих коллег именно такое ощущение. В самом отчаянном положении находится, конечно, сельская местность. На форуме люди открыто говорили, что им не на что содержать даже малокомплектные школы и детсады – до дополнительного ли образования им? Сегодня нам как благо преподносится 83 закон, который говорит: учреждения дополнительного образования получают финансово-экономическую самостоятельность и могут на свое усмотрение распределять средства – хоть на капремонт, хоть на развитие, хоть на повышение зарплаты. И хочется спросить, а знают ли депутаты, какие у нас бюджеты? Как мы выживаем? Наш бюджет – это заработная плата и средства на содержание здания и имущества. Нам говорят: проведите оптимизацию, и из сокращенных ставок, которые остаются в учреждении, можно повышать зарплату. Но кого оптимизировать? У нас в ЦДТ средний возраст педагогического коллектива – 42 года. Нет ни одного педагога, у которого не было бы детей – как собственных, так и воспитанников объединений. Обслуживающий персонал – только тот, который необходим по минимуму для выполнения уставной деятельности. - Тогда вам наверняка говорят: зарабатываете… - Говорят, но легко сказать! Мы не можем сдавать в аренду свободные помещения – их у нас просто нет. Конечно, мы сколько-то зарабатываем, но это такие копейки, которых для развития допобразования не хватит. Кроме того, наше население в большинстве неплатежеспособно, чтобы еще платить за допобразование. Так, у нас 32% детей – ровно треть! – из слоев социально незащищенных: это дети из неполных и многодетных семей, опекаемые и дети с ограниченными возможностями здоровья. Тревога невероятная: мы понимаем, что сейчас нашим учреждениям придется зависеть от субсидий, которые будут формироваться на основании муниципального заказа, от состояния городской казны, от дальновидности руководителей муниципалитета. Но у муниципалитетов могут быть иные приоритеты: надо строить дома, ремонтировать дороги – тут не до допобразования! Наше счастье в том, что мы живем в маленьком городе, у нас заложены традиции – то же шефство, партнерство, бес- далее, разрушить систему дополнительного образования, которая во многом решает задачи профилактики десоциализации детей и подростков, – мы придем к катастрофе. В прошлом году в школах сократили ставки замдиректоров по профилактике правонарушений – и тут же повысился уровень подростковых правонарушений. Кто рискнет утверждать, что между двумя этими фактами нет взаимосвязи? В стране есть деньги на дорогущее Евровидение, Олимпиаду-2014, Чемпионат мира по футболу, есть триллионы на перевооружение, о котором недавно сказал премьер. Сила и мощь страны – очевидны. Но когда в телепрограмме питерской «Открытой студии» из зала встает педагог начальных классов Рязанской области и говорит, что ее максимальное начисление – 6,5 тысячи, а за ней медсестра отделения – тоже с 6 тысячами, и депутат Госдумы им говорит о необходимости в большем объеме оказывать платные услуги, возникает вопрос: учительница младших классов будет оказывать платные услуги ребенку медсестры, получающей 6 тысяч, а та будет платно лечить ребенка учительницы с зарплатой в 6,5 тысячи? Видимо, чтото не так в нашем государстве: слуша- И. Власова. ценна и помощь администрации, Управления образования, городской Думы в решении острых вопросов. Коллеги из других городов области нам завидуют: у нас в ЦДТ завершен ремонт здания! Им такое и не снилось. Нам очень повезло, что нашим шефом является ком- Картинг. бинат «Электрохимприбор». Мы находим понимание наших проблем, и прежде всего той, что нам трудно содержать весь наш богатый арсенал на тот скромный бюджет, который у нас есть. - При этом системе допобразования важно не только сохранить то, что есть, но и развиваться... - Вот, к слову, последний пример: на форуме была поставлена задача – возрождать клубы «Юный техник», так как Свердловская область – промышленная и требует поддержки технического и научнотехнического творчества детей. Но при этом денег на это не выделяют, а ведь техническое творчество – самое затратное. Только сравнить: если в 80-е годы по области работало 160 станций юных техников, то сейчас их всего 6. На всю область! В начале 90-х при нашем ЦДТ было 14 технических кружков – сейчас их 4. И то картинг всегда на грани закрытия… Мальчишки сегодня с азартом запускают авиамодели, сконструированные собственными руками, но чтобы строить настоящие модели, с которыми можно было бы участвовать в соревнованиях различных уровней, для этого требуются вложения. А их нет… - То есть государство декларирует: «Развивайтесь!», а на практике идет процесс разрушения системы дополнительного образования? - Я бы сказала – уникальной системы! В которой сочетаются обучение (причем обучение по программам, которых нет больше нигде: взять ту же журналистику, которая есть в ЦДТ, техническое творчество, экологическое направление), воспитание и предпрофессиональная подготовка: наши дети поступают в вузы по профилю обучения – на журфак, в театральный институт. ЦДТ активно занимается организацией летнего отдыха: походы, туристские экспедиции. Организовано детско-молодежное общественное движение, что крайне важно для формирования основ нравственного воспитания подрастающего поколения – у нас ведь много и трудных подростков. Мое глубочайшее убеждение: если сейчас в современной России, где колоссальных размеров достигли детская беспризорность, социальное сиротство, психологическая дезадаптация, подростковый алкоголизм и так Экологическо е объединени е. ешь правительство, и ощущение, что живем в разных странах… - Ирина Альбертовна, но ведь не все так плохо? ЦДТ востребован детьми и родителями, ваше учреждение ценит город, и даже в эти два тяжелых года, пока шел ремонт здания, работа ЦДТ не замерла… - Не только не замерла – у нас открываются новые проекты. Например, в санатории-профилактории «Солнышко» (еще один наш замечательный партнер!), где мы проводим сборы активов, наша организация учащейся молодежи «Поколение» реализовала проект «Школа для девочек»: это множество мастер-классов, которые провели профессиональные визажисты, стилисты, педагоги. Еще один проект – «Строим город вместе», презентация его прошла в день открытия ЦДТ после ремонта. Наблюдается пик исторических игр в клубе «Склавин»: это и бои в снегу, и возрождение фестиваля фехтовального искусства. Детей все больше, и хоть занятия проходят даже в коридорах – жизнь и творчество кипят! Стараются смотреть с оптимизмом в будущее и сотрудники ЦДТ. Как отметила Ирина Альбертовна, область дает сегодня единственный шанс улучшить материальную базу – выиграть грант. В 2007 году ЦДТ уже участвовал в этом мероприятии, результатом стала покупка нового компьютерного класса. - Сейчас, когда завершен ремонт здания и все хлопоты остались позади, можно брать очередную вершину: несмотря на то, что в течение двух «ремонтных» лет нашим детям и педагогам пришлось работать в сложных условиях – были разбросаны по 7 образовательным учреждениям города, за что особое спасибо коллегам, – нам есть что показать! – говорит Ирина Альбертовна. Горячо поддерживает она и идею начальника Управления образования Лесного Ольги Пищаевой попытаться разработать совместную с комбинатом «Электрохимприбор» и Росатомом программу по поддержке технически талантливого подрастающего поколения – Госкорпорация может быть заинтересована в этом. А кроме того, на форуме была принята резолюция о необходимости разработать областную целевую программу поддержки и развития дополнительного образования. - Если такая программа будет создаваться, я как один из учредителей ассоциации буду принимать в ее разработке самое активное участие, – заверила в заключение Ирина Альбертовна. Жанна РОЖДЕСТВЕНСКАЯ. Фото Надежды КОНДАКОВОЙ и из архива редакции. 13 января 2011 г.