Потребителю на заметку Декада инвалидов Можно ли обменять сотовый телефон? Можно – заверяет Роспотребнадзор За последнее время участились обращения граждан с жалобами на продавцов сотовых телефонов. В связи с этим Роспотребнадзор обращает внимание покупателей на отдельные аспекты правового регулирования взаимоотношений в указанной сфере. Речь идет о случаях, когда продавцы сотовых телефонов отказывают покупателям в обмене товара НАДЛЕЖАЩЕГО качества на аналогичный товар другой модели. По мнению продавцов, в соответствии с Перечнем непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих возврату или обмену, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 19.01.1998 года № 55, телефонный аппарат, сотовый телефон, являясь бытовой радиоэлектронной аппаратурой, относится к технически сложным товарам бытового назначения и обмену не подлежит. Роспотребнадзор разъясняет, что согласно п.26 Правил продажи отдельных видов товаров, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 19.01.1998 года № 55, покупатель вправе в течение 14 дней с момента передачи ему непродовольственного товара надлежащего качества (если более длительный срок не объявлен продавцом) обменять купленный товар в месте покупки и иных местах, объявленных продавцом, на аналогич- Реформа ный товар других размеров, формы, габарита, фасона, расцветки или комплектации. В случае разницы цен производится необходимый перерасчет с продавцом. В соответствии с Общероссийским классификатором продукции ОК 005-93 бытовая радиоэлектронная аппаратура относится к классу товаров с кодами ОКП 65 8000-ОКП 65 8900. Например, согласно сертификату соответствия, сотовый телефон является продукцией с официальным наименованием «радиостанция носимая» и имеет код ОКП 65 7140, относящийся к классу продукции средств радиосвязи, радиовещания и телевидения общего применения. Следовательно, наименование товара «сотовый телефон» является обиходным и данный товар не относится к классу продукции бытовой радиоэлектронной аппаратуры. Также сотовые телефоны не относятся к телефонным аппаратам, так как телефон имеет ОКП 66 7310. Таким образом, ОТКАЗ в обмене указанного сотового телефона надлежащего качества на аналогичный товар другой модели ЯВЛЯЕТСЯ НЕОБОСНОВАННЫМ. Надежда ИВАСЕНКО, специалист-эксперт Территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Свердловской области в городах Красноуральск и Нижняя Тура. Глава проконтролирует лично В понедельник, 6 декабря, в администрации Нижнетуринского городского округа все желающие инвалиды смогли попасть на прием к руководителям администрации, социальной защиты, пенсионного фонда, здравоохранения, общества инвалидов, предприятий коммунального хозяйства. На приеме побывали со своими насущными проблемами 15 человек. Как прокомментировал глава Нижнетуринского городского округа Федор Телепаев, возглавлявший ежегодный прием, проблемы обратившихся граждан относятся в основном к сферам медицины, жилищно-коммунального хозяйства и проезда на общественном транспорте. Сразу надо сказать, что глава все обращения зафиксировал, проблему каждого закрепит за соответствующими специалистами подведомственных подразделений и лично проконтролирует ситуацию. Обращения граждан касались некачественного медицинского обслуживания, трудностей с записью на прием к врачам (особенно в поселке Ис), бедности льготного списка лекарств, качества оказываемых услуг предприятиями жилищно-коммунального хозяйства. Федеральных льготников волнует малая компенсация (660 рублей в год) за проезд в общественном транспорте. - Мы пенсионеры Советского Союза, – ска- зал в беседе обратившийся в этот день в администрацию Николай Ефимович, – а потому самые обделенные. Какую пенсию можно было заработать в советские времена? Копеечную. Я был профессиональным водителем, объездил весь бывший Советский Союз, а как сейчас живу? Пенсию забирают ЖКХ и медикаменты, безденежье нас с женой мучает. А ведь мы тоже люди, ведь не только по поликлиникам и аптекам нам ездить. На культурное мероприятие тоже хочется сходить, чем сами себя бы оздоровили. И подобных историй множество. Судьбы инвалидов становятся виднее общественности в декаду инвалидов, посвященную Международному дню инвалидов, которая ежегодно проводится в Нижнетуринском городском округе. В этом году в плане мероприятий спортивный праздник для детей-инвалидов, продуктовая помощь для членов общества инвалидов, консультации специалистов Областного центра социальной помощи семье и детям: «Как стать счастливым родителем», «Семейные традиции», «Таланты на кончиках пальцев», выставка поделок «В ожидании чудес», развлекательная программа для детей «Мы вместе», конкурс рисунков «Здравствуй, гостья-зима!», посещение детей со сложным диагнозом. В праздничные дни для детей-инвалидов будет организована новогодняя елка. Ольга АЛЕКСАНДРОВА. Школа сама покажет, как ей развиваться Просто надо дать свободу выбора направлений развития Завершается Год учителя. Принес ли он кардинальные изменения в школы Нижнетуринского городского округа? Что изменилось после пережитой оптимизации численности работников? Помогают ли в округе молодым специалистам? Какие проблемы в образовании нужно решать в первую очередь? На эти и другие темы читателям предлагается интервью с Николаем ВОСТРЯКОВЫМ, начальником Управления образования администрации Нижнетуринского городского округа. Николай Александрович начал беседу с проблемы: - Самым трудным был 2009 год, когда мы проводили жесткие оптимизационные мероприятия в школах. Пришлось сокращать неосновной персонал: педагогов дополнительного образования, воспитателей групп продленного дня, рабочих, инженеров, лаборантов – для того, чтобы повысить уровень оплаты труда учителей и довести соотношение основного и неосновного персонала до требуемого соответствия – 70 к 30. Реально в некоторых школах у нас было обратное соотношение, сейчас вытягиваем 60 к 40 (60% – это учителя, 40% – прочие работники). Одним из весомых моментов, характеризующих этот год (так получилось, что он совпал с Годом учителя), явилось то, что мы смогли поднять в течение года уровень оплаты труда учителей за счет увеличения объемов стимулирования с 10% до 20% от фонда оплаты труда. В отдельных случаях стимулирующие выплаты достигают 30% фонда оплаты труда школы в целом. Председатель областного правительства Анатолий Гредин на открытии Года учителя пообещал поднять заработную плату учителям, и из областного бюджета муниципальным образованиям выделили специальные средства. Около 5 миллионов рублей таких средств поступило и в школы Нижнетуринского округа. В следующем году будем просчитывать, продумывать, хватит ли денег на поддержку уровня, которого мы достигли в этом году. В общем, кардинальных изменений Год учителя в школы не принес, но внимание к школе повысил. - Получается, переход на новую форму оплаты труда в сфере образования в округе завершен? - В общеобразовательных учреждениях переходный период завершен, а в учреждениях дополнительного образования и дошкольных образовательных учреждениях начался с 1 декабря. Сложные моменты, которые были в школах, сейчас начинаются в дошкольных учреждениях. Проблема заключается в том, что 2 9 декабря 2010 г. - Чем печальную картину можно объяснить? - Смотря с кем сравнивать. Если НТГО сравнивать с Лесным, материальная база учреждений различна. Плюс тенденция оттока педагогических кадров. Еще несколько лет назад наши школы по сути были стартовой площадкой для школ города Лесного. Сейчас такого почти нет. - Новые кадры приходят? - Не секрет, что одна из проблем образования – старение педагогических кадров. Резко ограничился приток молодых специалистов из-за недавнего демографического кризиса. Но мы стараемся создать условия для того, чтобы молодые кадры к нам все-таки приходили, ведь сегодняшнее время диктует условия владения педагогами информационными технологиями. В рамках реализации приоритетного нациоН. Востряков. нального проекта поддерживаем наши молодые кадры, выплачиваем им подъемные. Трое моперед нами ставится задача перейти лодых учителей получили в этом году на новую систему оплаты труда, при по 10 тысяч муниципальных рублей. этом фонд оплаты труда практичеОпределенную долю получают молоски не увеличивается. Выделили додые специалисты из областного бюдполнительные средства для перехожета, там разница существенная (нада, но этой суммы хватает лишь для пример, молодой специалист из Сигтого, чтобы чуть-чуть (на 100-200 рунальнинской школы получил 30 тысяч блей) поднять уровень оплаты трурублей). Сейчас работаем над тем, да педагогов, воспитателей. Новая чтобы два наших молодых учителя, система по идее должна улучшить поступивших в школу в этом году, поусловия, но в сложившихся обстопали в федеральную программу подятельствах нам бы ее не ухудшить. держки молодых учителей, принятых Надеемся, что переходный период на особенно дефицитные специальпройдет и появится больше возможности, и выплаты им в 2011-2012 гоностей. Думаю, что в следующем годах составят 500 тысяч рублей. ду у дошкольников ситуация не ухуд- Николай Александрович, решится, а улучшится. ально чувствуется, что в государ- Николай Александрович, как стве образование – один из приВы лично считаете – в округе сильоритетных национальных проекный педагогический состав? В стотов? лицах якобы обучение качествен- Это очень чувствовалось в 2006 гонее, нежели в провинциях… ду, в 2007 году, когда проект внедрял- Есть яркие, интересные личности ся и был поддержан очень большим педагогов, которые не ограничиваютколичеством бюджетных средств. Это ся работой внутри Нижнетуринскои выплаты за классное руководство, и го городского округа, а трудятся на федеральные учительские конкурсы, уровне Российской Федерации: учаи улучшение материальной базы обствуют в методических конкурсах, даразовательных учреждений. На фоне ют публикации в федеральных издаабсолютного равнодушия, допустим, ниях. Среди этих учителей есть пов 2004-2005 годах, 2006 год был пробедитель федерального конкурса в рывом – государство действительно рамках национального проекта «Обобратило внимание на школу. Сейчас, разование». У таких педагогов видны я считаю, все как-то затерлось и в инрезультаты. Я не буду перечислять формационном плане, и в материальих имена, чтобы не обижать других ном: не стало федеральных конкурсов учителей, если кого-то вдруг не назообразовательных учреждений, нет уже ву. Ученики у нас поступают без экзацентрализованных поставок оборудоменов в самые престижные вузы, на вания. Основные силы положены на бюджетной основе. Конечно, в целом увеличение оплаты труда педагогов. картина результатов ЕГЭ у нас не- Если сравнивать школы, детсколько хуже, чем в среднем по обские сады и учреждения дополниласти. Вот это печально. тельного образования НТГО, кто из них чувствует себя лучше? - В материальном смысле благодаря нацпроекту школы у нас лучше оснащены. Но сейчас уже обратили внимание на развитие дошкольных образовательных учреждений, на обновление материальной базы выделяются дополнительные областные средства. Давным-давно мы не вкладывали денег в дошкольные учреждения, но на все потребности средств пока не хватает. - В округе есть поселковые школы, переживающие, как и по всей стране, материальные проблемы… - К примеру, в Платинской общеобразовательной школе сегодня учится 15 учеников, на два ученика больше, чем в прошлом году. Тем не менее в эту школу проведен Интернет, там есть интерактивная доска, несколько ученических и учительских компьютеров. Школу посещали депутаты Думы НТГО, обсуждали ее перспективы (даже возможность закрытия). Но жители Платины встали на защиту своей школы, и директор там очень активный, неравнодушный. Так что школы в поселках округа пока живы и благодаря национальному проекту не хуже других. - Последнее время наблюдается демографический подъем, то есть через 5-6 лет возрастет и количество первоклассников. Об этом сейчас пока не думается? - Когда я начинал работать директором школы № 3, у нас было 1080 учеников, сейчас в третьей школе 560 учеников, потери за десять лет ровно вдвое как в школе, так и в системе образования в целом. Сегодня медленно, но верно количество учащихся в округе увеличивается. Особенно это чувствуется в Исовской школе. Вот тут-то и проблема. У нас в центре стоят две престарелые школы – № 2 и № 3. Одной уже исполнилось 60 лет, другой исполнится в феврале, и состояние зданий беспокоит. Решается вопрос: либо проводить реконструкцию этих учреждений (цена вопроса по каждой школе около 50 миллионов рублей), либо строить новые здания, что будет стоить в 10 раз дороже. Еще одна проблема – нужен новый детский сад. - В своем ежегодном Послании Федеральному собранию Президент Дмитрий Медведев сказал и о том, что каждая школа должна получить концепцию развития на ближайшие 5-10 лет: какой бы мы хотели видеть нашу школу? Какой бы хотел видеть Николай Востряков программу развития образования округа на ближайшие 5-10 лет? - В любом случае в программе – строительство новой школы. Это меч- та – в районе дома № 7 на ул. Скорынина все-таки построить новую школу. Потом – поддержка материальной базы всех учреждений образования округа. А в плане содержания образования – время покажет. Школа сама по себе самодостаточна. Там работают умные люди, они знают, что и как нужно делать. Мне бы не хотелось, чтобы сверху нам навязывали какието требования, которые воспринимаются образовательным сообществом (в том числе и родителями) с неприятием. Школа сама покажет, как ей развиваться, просто ей надо дать свободу выбора направлений развития в рамках предложенных государством концепций. - Вам интересно работать именно в это время? - Всегда интересно преодолевать трудности. Они разные. Сначала победили проблему оптимизации, выслушали много неприятного. А теперь у школ появляются возможности вернуть эти же ставки, они не торопятся, лучше сэкономленный фонд оплаты труда распределить на работающих учителей. - Придет ли время, когда школа станет абсолютно самостоятельной? - Мы к этому стремимся. Я хотел бы в ближайшем будущем видеть именно такую школу – абсолютно самостоятельную. И не для того, чтобы ко мне поменьше ходили с проблемами, а для того, чтобы руководитель школы умел брать на себя ответственность, принимать решения и отвечать за свои поступки. Допустим, какие предметы школьного компонента вводить, должна решать сама школа вместе с родителями. Немного страшит перспектива, которая рисуется новыми нормативными документами (в том числе законом о различных видах учреждений: автономных, бюджетных, казенных). Но в то же время вселяет надежду, что школа научится зарабатывать деньги и тратить их правильно. - Хотелось бы наблюдать такую картину: к Вам приходят и говорят, что школе нужен, к примеру, учитель информатики, подходящий специалист оканчивает вуз, и у школы есть средства на приобретение жилья для него… - Утопическая картина, но очень красивая. Если бы у директора были такие возможности, будем говорить, покупать специалистов, выбирать и платить за этих специалистов, правильно их поощрять, это было бы здорово. - Спасибо за интервью. Беседу вела Светлана ЩИПАКОВА. Фото автора. РЕ ЗОНАНС ¹ 50