Образование Человеку важно быть защищ¸нным. Психологически Последним октябрьским днем в Лесном завершилась Неделя психологической безопасности образовательной среды, которая стартовала 23 октября на базе Центра диагностики и консультирования. Мероприятие охватило все педагогическое сообщество города: в его работе приняли участие педагоги, психологи, руководители образовательных учреждений, представители Управления образования, родители, а также областные специалисты, ученые. …Что такое безопасная среда? Действительно ли та среда, которую мы создаем вокруг себя, психологически безопасна и можно ли ею управлять? Как сделать детский коллектив дружным и сплоченным? Как уберечь ребенка от насилия в семье и детском коллективе, а педагога – от синдрома эмоционального выгорания? Эти и другие вопросы рассматривались на семинарах, мастер-классах и тренингах. На некоторых побывали и мы. лась Светлана Минюрова к аудитории, – все его переживания написаны у него на лице. Он взрослеет, и в какой-то момент включается совершенно иной механизм, который, словно жалюзи, начинает закрывать внутренний мир человека от проникновения в него окружающих. И каждый из нас выстраивает эту защиту между собой и другими людьми, для того чтобы почувствовать себя в безопасности наедине с собой. С этой же целью веками ковалась безопасность на уровне семьи... Наконец, сегодня много говорят о психологической безопасности образовательной среды. Образовательная среда в узком понимании – это среда того образовательного учреждения – детского сада или школы, куда приходят маленькие дети, еще не сформировавшиеся личностно. И оттого, какой психологический климат их будет окружать, зависит их личностное развитие и становление. Понятно, что, если ребенок приходит в учреждение, в котором, словно в жерновах, перемалывают его несформировавшийся внутренний мир, он вместо того, чтобы взрастить в себе стержень Личности, оказывается, как карликовая береза в тундре, в совершенно другой личностной форме, чем мог бы быть при иных условиях – благоприятных и безопасных. Именно по этой С. Минюрова. причине вопросу безопасности образовательной среды сегодня уделено столь повышенное внимание. Ведь вырастить Личность – эта та задача, ради которой работает современное педагогическое сообщество любой школы, города и страны в целом. Буллинг в наших школах Председатель комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав Елена Зиминская выступила с докладом о насилии над сверстниками: в Лесном зарегистрировано 46 таких случаев. Оказывается, буллинг (физический или психологический террор, который совершается в отношении ребенка со стороны одноклассников) имеет место и в наших благополучных школах. Уже в начальном звене уровень его достаточно высок и вызывает тревогу. Жертвы насилия – и эмоционально-психологического, и физического – обычно предпочитают не жаловаться взрослым, поэтому бороться с насилием трудно. Однако родители и педагоги должны проявлять бдительность и при первых же признаках проявления насилия в отношении их ребенка решать проблему, привлекая администрацию образовательного учреждения, специалистов, правоохранительные органы. Что должно насторожить родителей? Например, стойкие отказы от посещения ребенком школы; потеря интереса к обучению; беспрестанные и беспочвенные жалобы на здоровье; депрессивное состояние, замкнутость, отказ от общения со сверстниками… К слову, в Уголовном кодексе РФ немало статей, предусматривающих ответственность за проявление насилия над ребенком. Вот лишь некоторые из них: ст. 111, 112, 113, 115, 116, 117, 133, 134, 135, 125, 124, 156, 157, 110, 119 и другие. Практическая часть данной темы – семинарпрактикум по вопросам выявления и психологопедагогической поддержки детей, переживших насилие, и мастерская для классных руководителей о современных методах сплочения детского коллектива и оказании помощи отверженным и непопулярным детям, – обогатили методический репертуар педагогов новыми технологиями. Что такое психологически безопасная среда 27 октября состоялась встреча с директором Института психологии УрГПУ, доктором психологических наук, профессором кафедры психологии развития Светланой Минюровой и директором информационно-научного центра Института психологии УрГПУ Светланой Воробьевой. Это был содержательный диалог по теме, красной нитью проходящей по всей Неделе психологической безопасности, – собственно о безопасной среде и путях ее организации. Что такое психологически безопасная среда? Кроме того, что человеку важна безопасность политическая, военная, экономическая, экологическая, социальная, ему необходима безопасность психологическая – при взаимодействии с разными людьми, социальными институтами, обмене и управлении отношениями. Ему важно быть психологически защищенным в рабочем коллективе, семье, наедине с собой. - Вспомните маленького ребенка, – обраща- Насадить благоприятный климат сверху – невозможно Психологически безопасная среда – это среда, прежде всего свободная от проявления психологического насилия. Понятие это широкое: это может быть вербальная или физическая агрессия; и система правил, которые ограничивают человека; и демонстративное молчание – бойкоты, которые устраивают и детям, и взрослым. Моббинг во всем его многообразии и иные подобные проявления угрожают психике человека, его внутреннему благополучию. В психологически же безопасной среде нет насилия, а есть доверительное общение и сотрудничество. Но насадить благоприятный климат сверху невозможно. Сформировать его – задача руководителя. И здесь многое зависит от его Лично- Дань памяти 30 октября в России вспоминали жертв политических репрессий Прошло девятнадцать лет с тех пор, как этот день появился в календаре как памятная дата. Невозможно даже представить себе размах террора, от которого пострадали народы нашей страны. Его пик пришелся на 37-38 годы. Тогда уничтожено было более 680 тысяч человек. Политическим преследованиям подверглись интеллигенция, рабочие, военные, священнослужители. Не обошли эти трагические события и наш Урал. В память о них на 12-м километре Московского тракта высится огромный черный крест. На длинной стеле надпись: «Мемориальный комплекс жертв политических репрессий 30-50-х годов». Сюда ежегодно и приезжают люди из разных городов Свердловской области, чьи родные покоятся в этой братской могиле. Около двадцати тысяч человек захоронено здесь… И в этом году на месте скорби состоялся памятный митинг. В нем участвовала и делегация из Лесного, которую традиционно возглавляет Нина Васильева, председатель городского отделения общества репрессированных. 4 ноября 2010 г. Семья Нины Васильевой боль сталинских репрессий ощутила в полной мере: ее отец Василий Барабаш, выходец из дворян, был сослан из Украины в Свердловскую область, работал на лесоповале, потом смог перебраться в Свердловск, работал в кинотеатре, где занимал скромную должность заместителя директора по хозяйству. Мама Нины Васильевны была рабочей на Уралмаше. Скромные, трудолюбивые, но и это не смогло защитить их от преследования. В январе 38-го отца арестовали, а 10 июня он был расстрелян на этой поляне, затерянной в то время в глухой чаще. Вот сюда уже 10 лет и приезжает Нина Васильевна, чтобы в который раз отыскать родное имя на стеле обелиска, снова вспомнить все пережитое, когда клеймо «врагов народа» легло и на их семью. На митинге выступили представители администрации Екатеринбурга, председатель областной ассоциации репрессированных Валерия Воробьева, волонтеры, которые участвуют в сборе материалов о погибших и пострадавших во время репрессий. Многие в этот день приехали на 12-й километр, чтобы встретиться с теми, кто был очевидцем трагических лет сталинских репрессий, поговорить с ними, понять прошлое страны. К Мемориалу скорби были возложены цветы, горели свечи… Память о пережитом должна передаваться из поколения в поколение, для этого на месте захоронения создан новый музей, 12-й километр можно посетить виртуально, вый-дя на интернет-сайт. Волонтеры «Мемориала» участвуют в историко-просветительской, организационной работе, заботе о репрессированных. Вот в заботе они, конечно, нуждаются больше всего, поэтому наша делегация очень благодарна заместителю главы администрации по организационным вопросам Владиславу Русакову, который смог оперативно организовать поездку к месту этих памятных событий, где они смогли преклонить голову перед прошлым. Елена СТАРОВЕРОВА. Фото Нины ВАСИЛЬЕВОЙ. сти. Создание определенного психологического климата в коллективе, подбор методик, управление конфликтами, принятие решений – каждый управленец выбирает для решения этих задач свой стиль. В итоге в каждом учреждении возникает та или иная организационная парадигма (то есть устоявшиеся в организации отношения), которая формирует среду – безопасную психологически или нет... Светлана Минюрова провела с руководителями образовательных учреждений практическое занятие, в ходе которого каждый смог оценить тот процесс в своей школе или детском саду, который он сам создал, и ответить на вопросы: что представляет собой организация, которой я руковожу, и какой она может быть в идеале? Что нужно поменять мне, руководителю, чтобы, например, закрытая парадигма превратилась в открытую? Как, меняясь самому, можно изменить среду? Безопасна ли психологически эта среда для моего коллектива, особенно если коллектив – детский? Как рассказывали потом некоторые руководители, для многих результаты этой работы стали открытием. Ключ к решению задач психологической безопасности Также в рамках Недели психологической безопасности были проведены психологическая гостиная для родителей «Бить или не бить…» (Луиза Макарихина, педагог-психолог ЦДК); тренинговое занятие «Музыка тела: танцевальнодвигательная терапия как средство профилактики синдрома профессионального выгорания» (Лариса Федюнина, специалист в области танцевально-двигательной терапии из г. Екатеринбурга); акция «Сердце, открытое к детской боли» (Инна Гладышева, Ирина Малышева, Луиза Макарихина, Елена Морозова – педагоги-психологи ЦДК). Директор ЦДК Ольга Глушманюк, оценивая проведенное мероприятие, отметила: - Сегодня перед педагогическим сообществом стоит очень важная и значимая цель – создание такой среды, в которой каждому ребенку, каждому педагогу и каждому родителю было бы комфортно. Это достаточно сложная, кропотливая и длительная по времени задача. Сегодня приоритетной функцией каждого образовательного учреждения становится сохранение и укрепление здоровья – как детского, так и взрослого контингента. Психологическая безопасность – одно из необходимых условий качества современного образования, и наша работа в рамках Недели психологической безопасности позволила получить еще один ключ к решению этих задач на практическом уровне. Жанна РОЖДЕСТВЕНСКАЯ. Обращение Когда не виден белый свет К Международному месячнику «Белая трость», который призван привлечь внимание общественности к проблемам инвалидов по зрению Дорогие горожане и власть имущие! Гласом вопиющего в пустыне не первый год уже звучат мои слова о том, как бездушно все мы относимся к людям с белой тростью, то есть к тем, кто утерял зрение частично или стал совершенно незрячим. Не стоит говорить, как сложно в сегодняшнем мире быть незрячим и неспособным совершать, казалось бы, совсем простые дела, но куда хуже чувствовать себя забытым и одиноким. В случае с первичной организацией ВОС получается именно так, ведь она просто выброшена из поля зрения нашей власти. Если у других категорий инвалидов есть спонсоры и какую-то поддержку оказывает городской бюджет, то тут нет и этого. Посудите сами, искать спонсоров, когда те наотрез отказываются признавать само существование первичной организации ВОС в городе, насчитывающей более 50 человек, абсурдно. Но такая организация существует при ЦГБ им. П. Бажова. И библиотека делает все возможное, чтобы она не распалась, так как люди будут в совершенной изоляции, что в их возрасте, который составляет в основном 60-70 лет, недопустимо. Конечно, ждать от них участия в общественной жизни города не приходится, но ведь и люди эти особой категории, нуждающиеся в нашем участии, неравнодушии и милосердии. Хотя и среди них есть способные удивить. «Ты играй, пляши и пой! Позабудь, что ты слепой» – этот лозунг Ольга Стрелко уже давно взяла себе на вооружение и радует своим пением не только членов первички, но и всех горожан. А Галина Николаевна Крохалева не только замечательно поет, но и является главным борцом за права слабовидящих. Надеемся, что в этом году ее «хождения» к депутатам городской Думы увенчаются успехом, что даст возможность отметить День инвалидов по зрению. Она уже договорилась с трио «Ретро», которые своим замечательным пением украсят их праздник, но быть может, кто-то еще откликнется и добавит к этому выступлению свои номера? А спонсорская поддержка ох как нужна! В первичке ведь есть и свои юбиляры, и свои праздники, и свои ветераны, которых, кстати, даже к Дню Великой Победы никак не отметили. Почему же мы такие? Люди добрые, откликнитесь. Подарите слабовидящим праздник, одарите их теплом своих сердец, принесите подарки и поздравьте теплыми словами, ведь никто из нас не знает, что ждет впереди. Быть может, и мы завтра окажемся в их числе, и такая поддержка понадобится нам самим. Спонсоров и дарителей ждем в «Бажовке» в часы работы библиотеки, а праздник состоится 12 ноября в 12 часов. Валентина АЙДОЧКИНА. РАДАР ¹ 45 3