Дни карьеры Росатома Последние шаги в пропасть, или Всегда есть право выбора 8-9 октября в Лесном пройдут Дни карьеры Росатома. Мы уже не раз сообщали нашим читателям об этом уникальном событии в жизни города, градообразующего предприятия и ТИ НИЯУ МИФИ. И сегодня мы беседуем с координатором проекта «Дни карьеры Росатома», человеком, которому небезразлично будущее города и молодого поколения лесничан, Людмилой МЕЛЬНИКОВОЙ. - Людмила, как мы знаем, уже второй месяц ТИ НИЯУ МИФИ ведет подготовку к мероприятию, которое впервые проходит в нашем городе. Остались считаные дни до того момента, когда институт соберет под одной крышей студентов МИФИ, других институтов города, школьников 10-11-х классов, делегации школ и учебных заведений Нижней Туры, молодых специалистов комбината «Электрохимприбор», ОАО «Вента». Почетными гостями будут руководители города, комбината, Центра занятости, Управления образования. В ток-шоу будут делиться своим жизненным опытом молодые руководители предприятий атомной отрасли и просто выпускники МИФИ, достигшие высокого уровня профессионального мастерства, имеющие свое дело. Судя по всему, заявлен очень большой старт. Какова основная цель такого масштабного проекта? - У каждого человека всегда есть выбор. Выбор жизненного пути и выбор путей и способов карьерного роста. Мы абсолютно все проходим цикл: школа – дальнейшее образование – работа – способ существования. На каждом этапе приходится принимать решение. Я бы сказала – судьбоносное решение. За последствия отвечает только сам человек. Это философия жизни. А практика заключается в том, что для принятия решения нужен толчок, нужно буквально чье-то слово, пример. Мы постарались наполнить два дня форума разноплановыми и разноформатными мероприятиями специально для того, чтобы ребята смогли увидеть, услышать и осознать важность ответственности за свой выбор. - То есть для каждой категории участников Дней карьеры предусмотрены свои мероприятия. Как это осуществить реально в одном пространстве и за короткое время? - Два дня будут действительно предельно насыщены мероприятиями. Такой формат в некоторой степени несвойственен нашей системе. Одновременно на всех трех этажах ТИ НИЯУ МИФИ, на площадке УВЦ комбината «Электрохимприбор» в одно и то же время в разных аудиториях пройдут различные встречи. Это мастер-классы, тренинги, консультации психологов, круглые столы, ток-шоу, «Ярмарка вакансий», мастерские по поиску работы, приемы резюме, консультации, интеллектуальный турнир, встречи студенческих активов ТИ НИЯУ МИФИ и СТИ НИЯУ МИФИ (г. Снежинск) и так далее. Самое главное для меня на сегодня – это повышенный интерес к участию в мероприятиях самих студентов. Я вижу, с какой ответственностью они относятся к решению организационных вопросов. - А какие у сегодняшних студентов вообще перспективы выбора жизненного пути? - Глядя на них и готовясь к этому мероприятию, поневоле вспоминаешь свой жизненный профессиональный путь. Все было по полной программе, так как на наш век сполна хватило перестроечных моментов советско-российской экономики. Кто нам создавал условия? Единственный существенный отличительный момент – система распределения студентов. У молодых специалистов были гарантии трудоустройства, обеспечения общежитием и «подъемными» денежными средствами. А там уже у кого как судьба и карьера сложилась. У нынешних студентов – сплошное перепутье. Но и в этом есть свой плюс. Когда человек самостоятелен, он более ответственен. Он поневоле становится более гибким, находчивым. Кто-то успевает учиться и работать. Кто-то и после выдачи диплома будет сидеть на шее у родителей и размышлять с умудренным видом, что жизнь тяжелая штука и вообще не удалась. Глядя на наших студентов, скажу, что им надо только помочь профессиональным опытом, житейским опытом. Им надо показать пути, методы формирования личных стратегий, жизненных целей. Таких предметов и спецкурсов нет ни в одном учебном плане и образовательном стандарте. Но что такое ПЕРСПЕКТИВА? В конечном итоге это предел твоего совершенства. Человек совершенствуется – происходит профессиональный скачок – открываются новые возможности ПЕРСПЕКТИВЫ, далее – карьерный рост и так далее – по новому витку. - То есть все зависит от самого человека? А как быть с теми, кто, мягко говоря, делает карьеру по блату? Дети начальников, чиновников, чьи должности уже предопределены до их рождения? - Мне лично их жаль. Этих людей сразу видно по выражению «затравленного лица». Они, как правило, существуют в коллективе как белые вороны. Они не созидают, а только разрушают налаженную систему. Такой «вороне» надо чем-то узаконить свое существование в родословном кресле. Может, поэтому наше общество переживает в последнее время последствия нелепых реформ и бумажный бум бессмысленных отчетностей в век компьютерных технологий. Вот только загубленный лес жалко: бумага портится за секунду, а дерево растет целый век. В конце концов, у «сынка или дочки» тоже есть право выбора. - Раз мы заговорили об ЭЛИТЕ, то хочется спросить: а что подразумевается под образованием технической элиты нашего общества в хорошем смысле этого слова? - Вообще понятие «техническая элита» скоро будет словамиатавизмами в российском словаре. Если оглянуться в историю, то мы знаем, что была целая эпоха научнотехнического прогресса нашей страны. Именно тогда, в 1960-е, было очень престижным и почетным звание ученого. Не на бумаге, а на деле. В конце прошлого века доля России в мировом объеме заявок на изобретения составила 2,6%. По темпам роста экономики из 12 стран СНГ Россия на 10-м месте, а среди 209 стран мира – на 200-м. По данным социологических исследований, проводимых во многих странах, только 3% населения может достаточно качественно освоить курс высшей школы. Не будем далеко ходить. Сколько людей, имеющих ученую степень в области технических наук, работало на комбинате раньше? Назовите нынешние ученые степени своих руководителей. Тогда какой хороший смысл в слове «ЭЛИТА»? Я не открыла Америку. К сожалению, это целая система, и один в поле не воин. Но вопрос в том – кого сегодня устраивает эта система? Ведь если не звонить во все колокола, то завтра из-за технической ошибки «белой вороны» мы просто все взлетим на воздух. Вряд ли можно сейчас что-то изобрести более целесообразное и эффективное в воспитании инженерных кадров, несмотря на новомодные веяния «инноваций в образовании». Просто надо хотя бы взять и повторить лучший опыт научнопросветительской работы. Будь то школа, институт или производство, НИИ. Почему-то китайцы берут, не стесняясь, все наши технологии победного социализма и бегут впереди планеты всей. В последнее время правительством принято много постановлений по инновации, модернизации экономики. Но почему не принято ни одного решения в отношении тех структур, которые развалили экономику страны и привели ее на последние места по мировым стандартам. Что мы реально можем сделать на местах, абстрагируясь от мировых проблем, так это честно признаться в том, что в городе нет системы координации кадровой политики в целом и нет системы по развитию научно-технического потенциала нашего уникального города. То есть реально каждая структура занимается кадрами, образованием, нововведениями. Но я хочу спросить – какие профессии будут востребованы в городе, на комбинате через шесть лет, к возрасту совершеннолетия моего ребенка? Никто не ответит. Потому что именно самой КАДРОВОЙ ПОЛИТИКИ нет. Нет согласованности, взаимодействия и координации структур. Школы сами по себе ведут профориентационную работу силами педагогов-совместителей и черпая информацию из Интернета. Вуз – бьется самостоятельно, пытаясь быть услышанным на всех уровнях власти. Производство живет своей жизнью. Город решает хозяйственные проблемы. А технический регресс, старение профи – мастеров своего дела – все замалчивают. Если не придавать значения проблеме выстраивания системы технического образования в городе, то скоро элементарный звонок починить будет некому. Техническая элита, как семейная династия, должна культивироваться начиная с детского сада. В школах только за счет истинных любителей и профи физики и математики можно что-то сдвинуть с места. Изобретателя по приказу не воспитаешь. Это особое состояние души. Техническое творчество – тоже забытая методология. Отбирали же гениев в особые классы, собирали по всей стране, учили по спецпрограммам. Ну а производство как заказчик должно быть в одной упряжке с институтом в поисках умов и светлых голов. Не состоится толкового инженера-конструктора без методичного, заинтересованного введения в тему. Студент, не имеющий представления о производстве, технологическом процессе, информационных технологиях, – это потерянный капитал государства, предприятия, семьи. Три в одном. Кто подсчитает убытки? Или это тоже кадровая политика? - Что тогда делать бедному студенту, если это так называемая КАДРОВАЯ ПОЛИТИКА, а молодежь от политики ох как далека? - Взрослеть. Сейчас совершенно другой век и время летит с космической скоростью. За пять лет, пока нынешние студенты прогуливают пары по теории машиностроения или сопромату, хотим мы того или нет, на производстве поменяются все технологии. Студенты сами должны принять решение и сделать свой выбор – оставаться вечным тусовщиком или стать профи. Всегда есть право выбора – прийти на Дни карьеры, чтобы разобраться, понять современные требования, или остановиться на точке отсчета – В НИКУДА. Интервью вела Наталья ФРОЛОВА. Новости профлицеев Осенний погребок г. Лесной Р. Кислицина, А. Стебаева, А. Малиношевская. С начала учебного года прошло совсем немного времени, а в профессиональном лицее № 78 имени Олега Терешкина уже вовсю кипит жизнь – идет подготовка к 45-летию учреждения. Так, 24 сентября прошел праздник «Золотая осень». Организовала выставку поделок из овощей, заготовок и блюд группа 314 во главе с мастером производственного обучения И. Зыковой при поддержке 7 октября 2010 г. групп 114, 214 и сотрудников лицея. Представленные композиции были очень разнообразными. Мастерство в приготовлении осенних композиций, блюд, карвинга по овощам приводило в восторг как профессионалов, так и гостей выставки. Был отмечен высокий уровень творческих способностей участников, стремление к индивидуальности, самовыражению, без чего профессия повара-кондитера немыслима. Оценивали представленные экспонаты по нескольким номинациям. В номинации «Осенняя композиция» с лейтмотивом «Все готовятся к зиме, не останусь в стороне!» участники группы 214 (мастер производственного обучения Л.А. Круглова) порадовали всех своим творчеством: это «Заготовки бельчонка» (Е. Семяшкина). В номинации «Осенний деликатес» самыми лучшими были работы: А. Губиной «Пчелки» – из редиски, А. Малиношевской «Сюжет из сказки», «Цветы», – из томата, перца, яблок. «Чайник» К. Токарева (единственный юноша!) – из яблока, «Крокодильчик» А. Стебаевой – из кабачка, «Сороконожка» О. Удалова – из редиски – выглядели как настоящие. Было немало и других хороших работ. Все юные мастера вложили в свою работу частичку души и проявили большое трудолюбие. Хочется поблагодарить всех участников конкурса и пожелать лицею творчества и процветания. Ирина ЗЫКОВА, мастер ПЛ-78. Фото автора. Чтобы первокурсники подружились г. Нижняя Тура Сразу два праздника – День профтехобразования и День учителя – отметили в Нижнетуринском профлицее-22. Как известно, школа молодых рабочих прошла несколько этапов своего развития: в 40-е годы – ФЗО, позже – ПТУ и вот теперь – профессиональные лицеи. Но неизменно сохраняются и воспитываются навыки освоения рабочих специаль- Все команды были супер! ностей. В этом году на I курсе будут обучаться три группы: автомеханики, плотники и мастера строительных работ. Впервые в группу плотников набрали выпускников 8-х классов. И вот, чтобы ребята подружились, лучше узнали друг друга и быстрее влились в учебный процесс, педагоги привлекли их к участию в спортивноразвлекательном празднике. Конечно, за тот короткий срок, что прошел с начала учебного года, трудно было подготовить обширную концертную программу, но таланты, да и просто желающие выступить, нашлись. Тем более что с этого года здесь создано творческое объединение МАТЭ – Молодые, Активные, Творческие, Энергичные. Открывая праздник, исполняющий обязанности директора ПЛ-22 Виктор Малых поздравил коллектив педагогов и учащихся, пожелал всем успехов и активности в делах. Много теплых слов было сказано ребятами в адрес учителей. Екатерина Чижевская посвятила им песню, прозвучали стихи о педагогах. А затем, разделившись на три команды, юноши приняли участие в «Веселых стартах». Чтобы разнообразить спортивную программу, руководитель физвоспитания Ольга Петрушенко в каждый этап включила элементы игры и юмора: это и бег в юбках с игрушечными машинками, с яйцом в ложке и в одной ласте – зрители веселились и болели за своих. Конечно, явного преимущества не было, поэтому подарки получила каждая команда. А все вместе стали чуточку дружнее и сплоченнее. Елена СТАРОВЕРОВА. Фото автора. РАДАР ¹ 41 19 19