Мысли вслух По вертикали власти (5-5) Гарантия, качество, скидки 8-950-631-9569, 8-902-874-9469 (5-5) МУКА С 2-05-44 а х а доставка – бесплатно р доставка – бесплатно С 10, 4-02-54 а х 25, 3-96-09 а 50 МУКА р (5-5) Тел.35-0-35 (5-5) (5-5) Сахар Мука Крупы Окорочка Низкие цены 4-51-36 10, 25, 50 (5-5) 3-43-22 (5-5) С МУКА 10, – а доставка бесплатно 25, х 50 а р 8-9068050650 С доставка – бесплатно а 10, х 25, а 50 р МУКА (4-4) Бурим скважины под воду 3-08-13 Доставка в квартиру – бесплатно бесплатная доставка (4-3) (5-5) (5-5) САХАР, МУКА, КРУПЫ, ОКОРОЧКА 6-28-01 Институт сити-менеджерства активно продвигается губернатором в масштабах всей области. Его представляют как панацею от бездарного администрирования или коррумпированности. Однако внедрение этого института проводится в лучших традициях «кукурузной кампании» Никиты Хрущева. Есть вещи, очевидные для чиновников и совершено непонятные для большинства граждан. Например, тот факт, что местное самоуправление органом государственной власти не является (а иных, кроме государственной, в стране нет). По правде, муниципалитет и его глава получают свою власть не от народа, голосующего за них на выборах. В соответствии с Конституцией РФ отдельные функции государственной власти передаются для исполнения органам местного самоуправления субъектом федерации. Правила, по которым живут муниципалитеты (Устав города), и принципы их организации и сферу компетенции определяет он же. В нашем случае это губернатор и правительство Свердловской области. Городской округ «Город Лесной» – не исключение. Кому именно передавать властные полномочия в территории, принимает решение руководство области. Все остальное – политические декорации, смена которых возможна в соответствии с ситуацией. Исходя из такого прагматичного понимания основ конституционного строя России, желание губернатора упорядочить работу муниципалитетов путем введения института сити-менеджера – выглядит логично. Надо быть наивным, чтобы верить в то, что глава города, избранный «по мандату доверия народа», не попытается превратить свою территорию в удельное княжество, где все и вся подчиняются ему и его единомышленникам. Собственно, это и есть «вертикаль власти», более известная в армейских кругах как принцип единоначалия. Но губернатора это едва ли может устраивать. Власть в области принадлежит ему, а народ лишь предлагает управленцев для ее реализации в территориях. Увы, но эти люди не валятся с неба, не носят нимбов и не всегда стучат каблуками, как это положено делать в полковой канцелярии. Хуже того, некоторые из местных лидеров весьма туманно представляют роль, отведенную им в процессе государственного управления. Они могут воровать или неумело тратить деньги, сводить личные счеты с конкурентами по бизнесу и политике. Хуже того – иногда они готовы просто урвать кусок власти вместе с пальцами ее хозяина. В данном случае трофеем выступают бюджетные деньги, которые бывают похищены и растрачены, их исчезновение может сопровождаться одновременным бегством или заключением под стражу градоначальника. Если предположить, что в условиях кризиса число «оппозиционных демагогов» в креслах глав муниципалитетов может существенно возрасти, то создание им противовеса в виде сити-менеджеров (профессиональных системных управленцев) – идея здравая. Сити-менеджер утверждается городской Думой, а в ней обычно представлены как сторонники главы, так и его противники. В идеале сити-менеджеры должны ограничить своевольных местных лидеров и стать компромиссной фигурой для городских элит. Эта схема отлично работает в городах, где наблюдается конкуренция экономических, а как следствие, политических элит. Без нее проигрыш одной из них выборов главы города зачастую приводит к «перекрытию кислорода» и выдавливанию из бизнеса. Единственным шансом обезопасить себя от действий враждебного мэра зачастую становятся попытки парализовать работу Думы с целью принудить победителей к переговорам. Необходимость выбора стороннего администратора в лице сити-менеджера подталкивает соперников к диалогу. Кроме того, он становится элементом «защиты от дурака» – страховкой от принятия ошибочных решений, которые могут иметь негативные последствия. Есть польза от сити-менеджера и в депрессивной дотационной территории. Ведь финансирование таких муниципалитетов берет на себя область, а значит, она вправе требовать жесткой отчетности по расходованию денежных средств. Иная ситуация складывается в моногородах, при условии благополучия с точки зрения наполняемости бюджета. Здесь право называться политической и экономической элитой имеют только представители владельцев градообразующего предприятия. Зачастую это 1-2 человека, которые вне зависимости от исхода выборов главы города сохранят свое доминирование. Мэр, каким бы он ни был, не сможет изгнать их из города или привести к покорности, поскольку рискует оставить город без средств к существованию. Чаще всего в моногородах именно эта доминирующая элита контролирует городскую Думу. Если ранее она могла лишь на время (до того как ее не распустят) парализовать работу администрации, то с введением института сити-менджера у нее появляется шанс взять реванш и денонсировать итоги выборов, ограничив избранного главу в принятии управленческих решений. Это уже не «защита от дурака», а «принцип намордника». Примечательно, что в моногородах иногда происходят социальные коллапсы, вызванные однобокой экономической политикой доминирующей элиты. В том случае, если она контролирует местную администрацию, то ей обычно удается долгое время скрывать свои неудачи от областных властей. Иногда даже получается выбивать деньги под решение экономических или социальных проблем производства, используя мэра как лоббиста своих интересов. Фактически городская администрация становится филиалом или цехом градообразующего предприятия. Само же предприятие, пусть и опосредованно, получает право осуществлять функции государственной власти на прилегающей территории. Хуже всего, если градообразующее предприятие само является частью огромного холдинга, руководство которого пребывает в Москве, а на местах работают люди, одержимые карьерными перспективами перебраться в головной офис. При таком раскладе весь город начинает работать в интересах одного конкретного человека, цель которого – выслужиться перед столичным начальством, показать максимум прибыли при минимуме затрат. Ему даже не нужна особая лояльность населения, ведь его реальная поддержка и источник финансирования расположены за пределами муниципального образования. В руках таких людей институт сити-менеджера превращается из «защиты от дурака» или «намордника» (для мэра) в источник государственной власти. В Лесном, вопреки ожиданиям, доминирующей экономической элите не удалось получить в свои руки кусок государственной власти. Наш сценарий получился иным. Власть оказалась в руках человека, долгое время осуществлявшего важные административнохозяйственные функции в жизни города. Он сам является профессиональным управленцем (определенно, был бы на месте и в сити-менеджерах). Особых личных амбиций, которые бы вступали в острые противоречия с политикой центральных властей, – он не обнаруживает. Компромисса по фигуре ситименеджера достигнуто не было. Вмешательство губернатора позволило утвердить в этой должности хорошего управленца, но также не имеющего за собой широкой поддержки со стороны доминирующих элит. В итоге, как видится, администрация практически избавлена от давления со стороны градообразующей экономической структуры. Тандем предприятия и «партии власти» также разрушен итогами выборов мэра и ситименеджера. Положения устава города, подготовленные для работы в связке «предприятие – администрация», теперь работают исключительно в пользу команды губернатора. Как известно, «жена цезаря – вне подозрений», как вне подозрений и намерения областных властей в отношении Лесного. Однако нерешенными в сегодняшней повестке дня остаются всего два вопроса: какую роль в нашем городе должен играть сити-менеджер и что будет через 1,5 года, если наученная горьким опытом элита возьмет реванш на выборах в Гордуму? Кирилл ФЕДОРОВ. Ракурс Еда под контролем (3-3) Правительство готово ограничить цены на продукты питания, если потребуется Как сообщает «Российская газета» («РГ» № 164), стоимость мяса, сахара, яиц и других социально значимых товаров теперь будет контролироваться. Премьер Владимир Путин подписал постановление к закону о торговле, по которому цены на эти товары в случае необходимости заморозят. Закон о торговле, вступивший в силу еще 1 февраля этого года и вызвавший бурную реакцию всех участников, предусматривал дальнейшее подписание нескольких дополнительных постановлений. Одно из них, вступившее в силу в понедельник, содержит перечень социально значимых товаров и правила установления предельно допустимых розничных цен. Вариант списка был подготовлен министерством промышленности и торговли уже давно. Проект, как рассказали в ведомстве, содержал в себе 33 продукта, цены на которые мониторит государство. Но в ходе обсуждения в ФАС, Минэкономразвития и Росстате в текст внесли изменения. В окончательном виде осталось только 24 товара. Кроме того, постановление содержит перечень продуктов, за приобретение определенного количества которых не допускается выплата вознаграждения магазину. То есть тех продуктов, за которые ритейлеру не положены бонусы. Туда вошли мясо, молоко и хлеб, у которых заканчивается срок годности: менее 10 дней. Их обычно продают по бросовой цене и в боль- ших количествах. А за что платить бонус, если товар уже не первой свежести? Правила, впрочем, остались прежними. Предельные розничные цены устанавливаются на 90 календарных дней в случае, если в течение 30 дней подряд в регионе рост составит 30 и более процентов. Процедура будет выглядеть примерно так. Росстат готовит отчет о ценах, Минэкономразвития на основе этих данных и сведений о причине роста цен составляет макроэкономический анализ. Затем ведомство выносит постановление об установлении предельной розничной цены на товары. Правда, в предыдущем варианте документа оговаривались и сроки прохождения этой непростой процедуры. Время от получения информации до утверждения документа должно было составлять не более двух недель. Сейчас в постановлении пункт о сроках отсутствует. И, как рассказали корреспонденту «РГ» в минпромторге, это была не их инициатива. В итоге в список «избранных» продуктов вошли говядина, свинина и баранина, кроме бескостного мяса, крупы, сахар и соль. К важным продуктам правительство также отнесло хлеб и овощи. Введение этого ограничения пришлось как нельзя вовремя. Вот уже месяц эксперты прогнозируют резкий рост цен на продукты из-за засухи. Хоть производители и пытаются успокоить. Но в группе риска почти все товары из списка. Говядина даже если и подешевеет, то молоко подорожает. Если фермеры пустят скот на убой из- за того, что кормить скот нечем или дорого, молока в стране будет мало и оно будет дорогое, считают аналитики. Свинина, по оценкам руководителя исполнительного комитета Национальной мясной ассоциации Сергея Юшина, точно повысится в цене – корма дорогие. Хлебопеки тоже обещают «держать удар», но зерно, по словам руководителя Национального союза зернопроизводителей Павла Скурихина, может подорожать в полторадва раза. Хотя с крупами ситуация неоднозначная: в этом году собрали рекордный урожай риса, но за июнь, к примеру, цена на гречку выросла на 9 процентов. Хотя нельзя говорить об искусственном завышении цены на эту крупу. Тут сказался рекордно низкий урожай. И, как предсказывают аналитики, вероятно, придется импортировать гречку из Украины или Китая. Фрукты и овощи, по данным Росстата, хоть и снижаются в цене, но это сезонный фактор, который, кстати, не коснулся капусты. Ее цена выросла с декабря на 230 процентов. Так что данный механизм, как планирует правительство, в будущем должен приостановить рост цен. И в том числе из-за засухи. Об этом уже на прошлой неделе заявлял первый вице-премьер Виктор Зубков. По его словам, в рамках межведомственной рабочей группы будет создана подгруппа, которая займется непосредственно мониторингом потребительских цен и борьбой с их завышением. По материалам печати. Информация о товарах и услугах публикуется на правах рекламы. 4 РАДАР ¹ 31 29 июля 2010 г.