Образование Сергей Рудой: «У нас со школой одна группа крови» На минувшей неделе в редакцию поступило несколько звонков читателей, которые интересовались судьбой школы-интерната № 63. Обеспокоили горожан слухи, будто школу отдают в областное подчинение, а то и вовсе закрывают. Не может быть, подумали мы, ведь интернат – единственное учреждение, которое оказывает поистине бесценную поддержку семьям с тяжелым материальным положением, которое помогает в воспитании детей со сложными судьбами и изломанными характерами. Поэтому сегодня об этих и других очень важных моментах жизни школыинтерната №63 мы беседуем с директором этого образовательного учреждения Сергеем РУДЫМ. - Сергей Иванович, прежде всего не могу не задать вопрос, который активно обсуждается в городе: что Вас побудило так скоро уйти с должности начальника Управления образования и вернуться назад в школу-интернат? - Это было мое взвешенное и обдуманное решение. Комментировать его исходные составляющие и истинные причины я не буду. Я вернулся туда, куда, наверное, и должен был вернуться, где проработал шестнадцать с половиной лет. Не сочтите за пафос, душа лежит к этой школе, которая уже давно стала для меня родной. Дело, наверное, в группе крови – профессиональной и человеческой – она у нас совпадает. А это очень важно для меня, и очень надеюсь, что и для школы тоже. - Итак, Вы – директор одного из сложнейших образовательных учреждений города. Что такое школа-интернат сегодня? - Поправлю: я сегодня директор одного из уникальнейших образовательных учреждений города, которому в следующем году исполняется 55 лет. Это учреждение с добрыми и славными традициями. Это учреждение, которое для многих его выпускников стало на годы учебы родным домом. Это учреждение, которое при поддержке городских властей оказывает неоценимую социальную и психологопедагогическую поддержку многодетным, малообеспеченным, неполным семьям, семьям, попавшим в трудную жизненную ситуацию. Мы стараемся создать для наших воспитанников ауру доброты и взаимопонимания. Часто случается, что ребенок становится понимаем, а главное – любим, именно в стенах нашей школы. Именно здесь к нему приходит первый на- стоящий успех и признание своих товарищей и педагогов. - Есть такое мнение, что интернат сделали некой резервацией для «трудных» детей, что в стенах школы живут и учатся в основном дезадаптированные дети, дети с девиантным поведением и так далее... - Я не совсем с Вами соглашусь в определении неофициального статуса школыинтерната сегодня. В идеале нам бы очень хотелось, чтобы все воспитанники школы были изначально наши, начиная с первого класса. Но, увы, мы вынуждены сегодня принимать детей из других образовательных учреждений, при этом оставаясь по статусу общеобразовательной школой. Только в силу сложившихся жизненных обстоятельств и согласно типовому положению о школах-интернатах наши воспитанники находятся в школе круглосуточно, на протяжении всей учебной недели. Опираясь на свой многолетний опыт работы в этой школе, ответственно могу сказать, что многим детям, пришедшим к нам из других школ, мы действительно помогли. На протяжении многих лет в школе существует и реально работает комплексная программа по реабилитации ребенка. Речь здесь идет о социальной, психологической, поведенческой и, что очень важно для ребенка и его будущего, духовной и нравственной реабилитации. Ребенок с помощью педагогов должен пове- рить в себя, в свои реальные возможности, в свою статусность полноценного гражданина общества, в котором он живет и будет жить и работать всю свою жизнь. Сегодня у интерната сложное положение с наполняемостью классов. За последние три-четыре года из школы ушло много детей. Два года подряд не были открыты первые классы, и в новом 2010-2011 учебном году у нас не будет третьего и четвертого классов. К тому же из школы ушли очень многие классные специалисты, которых, как чистый воздух, не хватает сегодня нашим воспитанникам. Особенно это болезненно коснулось учительского корпуса. Причин здесь много, в том числе и последствия качества назначения руководящих кадров. - Непростой контингент детей, отсутствие кадров – это две основные проблемы интерната. Понятно, что реабилитацию учреждения нужно начинать с решения именно этих вопросов... - Моя задача как руководителя – в первую очередь создать команду единомышленников, поднять престиж интерната как образовательного учреждения и вернуть тот авторитет, который был у школы в прежние времена. Какими мерами? Прежде всего привлечением классных специалистов, крепких профессионалов. Очень надеемся, что вернутся те, кто работал здесь многие годы и очень хорошо знает специфику школы, знает, как нужно работать и общаться с нашими детьми. Второе: необходимо продолжить работу по усовершенствованию системы организации внеурочно-досуговой деятельности, которая сегодня не в полной мере отвечает многим критериям специфики жизнедеятельности нашего образовательного учреждения, истинным интересам и запросам наших учеников. Все должно работать на духовное и творческое развитие ребенка, на его полноценную социализацию. За весь период своей богатой истории школа-интернат всегда славилась крепкими традициями и незыблемыми правилами. А традиции, как известно, создают и сохраняют люди. К сожалению, многие эти ценности были утеряны за последний период функционирования школы. Нель- зя грубо и бесцеремонно вторгаться в природу образовательного учреждения, его истинного предназначения и его содержательной функции. - Сергей Иванович, интернат, особенно сегодня, это ведь прекрасная поддержка родителям – не в последнюю очередь в материальном плане... - Безусловно, и поддержка существенная. Так, ребенок в интернате получает полноценное качественное шестиразовое питание, обеспечивается одеждой на общую сумму 30 тысяч рублей в год. Досуг и отдых детей хорошо организованы, созданы все условия для безопасного нахождения наших воспитанников круглосуточно в течение всей учебной недели. Мы прекрасно осознаем, что большинство наших воспитанников после окончания школы продолжают свое обучение, как правило, в профессионально-технических лицеях № 78 и №22, где вместе с аттестатом об окончании 11 классов получают и профессию, которая дает им возможность полноценно реализовать себя и на производстве, и в социуме. В нашей школе созданы хорошие условия для получения азов допрофессиональной подготовки учащихся. Именно здесь они получают первые уроки кулинарного искусства, приобретают навыки работы в швейных мастерских. Создают прекрасные творческие работы в столярных мастерских, кружках «Берестяное царство», «Художественная роспись», «Рукодельница». В отличие от большинства выпускников массовых школ, наши воспитанники в основном остаются жить и работать в родном городе. И для меня как для руководителя и педагога очень важна профессиональная и человеческая составляющая: пусть наши воспитанники и не хватают звезд с интеллектуального небосклона, не доминируют в городских предметных олимпиадах, пусть они будут знать на твердую тройку основные школьные дисциплины, но они будут любить свой город, у них будет профессия в руках, они научатся быть порядочными людьми и научат этому своих детей. - И последний вопрос: сейчас все чаще идут разговоры, будто интернат собираются передать в областное подчинение – чем это грозит школе или, напротив, каким благом обернется? - Я вам очень благодарен за этот вопрос. Какие планы у городских властей относительно будущего школы-интерната, мне и коллективу неизвестно. Живем, как говорится, слухами. Но очень надеемся на мудрость нынешней администрации в принятии окончательного решения в этом вопросе. Да, наверное, объективно уже настало время чтото менять, что-то корректировать по существу содержания и функционирования нашего образовательного учреждения. Но делать это надо крайне деликатно и постепенно, не ломая старого. Мы все вместе должны понимать, что именно в этой школе созданы все условия для полноценной социальной, поведенческой и образовательной реабилитации. Только в этой школе сможет раскрыться человеческий потенциал наших воспитанников, только здесь они имеют хороший шанс состояться в этой жизни как ЛИЧНОСТИ. А самое главное – в будущем стать полноправными и полноценными членами нашего общества. Жанна РОЖДЕСТВЕНСКАЯ. Надежда КОНДАКОВА (фото). УСЗН информирует Бесплатные путёвки Правительством Свердловской области 4.05.2010 г. принято Постановление №700-ПП «Об обеспечении в 2010 году лиц, проработавших в тылу в период с 22 июня 1941 года по 9 мая 1945 года не менее шести месяцев, лиц, награжденных орденами или медалями СССР за самоотверженный труд в период Великой Отечественной войны, бесплатными санаторно-курортными путевками в рамках проведения мероприятий в ознаменование 65-й годовщины Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов», которым определен порядок предоставления гражданам данной льготной категории в 2010 году санаторно-курортных путевок. Желающих получить лечение в санаторно-курортных учреждениях приглашаем обращаться в отдел социальных гарантий и льгот Управления CЗH г. Лесного по адресу: ул. К.Маркса, д. 8 (здание городской администрации, кабинет № 4, телефоны: 3-19-26, 3-70-78). Для получения бесплатной путевки необходимо предоставить: паспорт, справку для получения путевки, форма № 70/у-04, удостоверение, дающее право на получение мер социальной поддержки. Документы на ЕДВ В соответствии с Постановлением Правительства Свердловской области от 20.04.2010 г. №648 ПП «Об утверждении Порядка организации в 2010 году посещения детьми погибших в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 годов защитников Отечества воинских захоронений времен Великой Отечественной войны 1941-1945 годов, Порядка предоставления в 2010 году ветеранам и инвалидам Великой Отечественной войны, детям погибших защитников Отечества путевок на оздоровительную поездку на теплоходе» отдел социальных гарантий и льгот УСЗН начинает прием граждан указанных льготных категорий для постановки на учет и оформления необходимых документов на единовременную денежную выплату участникам воинских захоронений. Желающие могут обращаться в УСЗН с документами: паспорт, извещение о гибели или другие документы, подтверждающие факт смерти защитника Отечества, справку с места захоронения погибшего, свидетельство о рождении, заявление. Лидия МЕЛЬНИКОВА, начальник ТУСЗН. 4 РАДАР ¹ 25 17 июня 2010 г.