Чистая правда Коротко: Тура ЕГЭ: терпеть и ждать На экзамене по математике стандартный стресс можно умножать на десять В понедельник, 7 июня, нижнетуринские выпускники одновременно со всеми выпускниками России сдали Единый государственный экзамен по математике. ЕГЭ прошел в здании школы №1. Погода в тот день была мрачная и ветреная, но про погоду чуть позже. Сначала – об общем впечатлении. Девушки и юноши (за редким исключением) выходили с экзамена настолько подавленные, что не могли улыбаться и разговаривали с трудом. Большинство были единогласны во мнении, что растиражированные средствами массовой информации разговоры о сильном стрессе, связанном с ЕГЭ, – чистая правда. А если еще учесть, что экзамен по математике традиционно самый сложный, то стандартный стресс можно умножать на десять. А самое неприятное, по словам ребят, что долго приходится ждать результата экзамена – ходи и мучайся, как ты написал, прокручивай в голове возможные ошибки. То ли дело мы, выпускники девяностых: шли на экзамен – волновались, зато поставили тебе заслуженную оценку, и гуляй с легким сердцем. Они, нынешние выпускники, нам завидуют, честное слово, сама спрашивала. Наталья, выпускница девятого класса школы №7, окончила техникум и теперь сдавала ЕГЭ, чтобы поступить в вуз. Она недоумевает, к чему такие сложности, ведь среднее специальное образование у нее уже есть… Кристина (школа №1) искренне считает, что учителя делают все, чтобы подготовить учеников к ЕГЭ, и если хочешь сдать экзамен нормально – сдашь. Но все равно математика – это трудно, а экзамен труднее уроков. У Маши (школа №3) с математикой все нормально, но в дальнейшем этот предмет ей вряд ли понадобится, она собралась поступать в музыкальное высшее учебное заведение. Но обычный экзамен все-таки лучше, чем ЕГЭ. Особенно когда холодно (это к слову о погоде: когда и без того от волнения потряхивает, то холод в помещении сильно мешает сосредоточиться). Аня и Таня, выпускницы Нижнетуринской гимназии, одни из немногих, кто улыбался после ЕГЭ, сказали, что педагог по математике у них сильный, и экзамен особой сложности не представлял, потому что все задания решали на уроках. Плохо только, что результата приходится ждать. Были и слезы, горькие девичьи слезы оттого, что не смогла унять волнение и, похоже, не справилась с ЕГЭ по математике. И теперь предстоят все сложности пересдачи. Надо было видеть глаза наблюдавших это горькое зрелище. Кто-то признавался, что от страха еле написал. И то только часть В, а к части С даже не приступал. И вообще, математика, по их мнению, нужна только до седьмого класса школьной программы, она научит всему – считать, прибавлять, умножать. И достаточно. Ну и о погоде. Школа №1, как известно, расположена на открытом месте, доступном всем ветрам. В день сдачи ЕГЭ около школы буквально сдувало. Было холодно! А по инструкции проведения Единого государственного экзамена находиться посторонним на территории учебного заведения, в котором идет экзамен, строго запрещено. Поэтому всем, кто сдал ЕГЭ, нужно срочно, не заходя, извините, в туалет, отправляться домой. Сдал экзамен – уже посторонний. Подождать у входной двери подругу – нельзя, классному руководителю из другой школы поволноваться за своих подопечных – нельзя. И ютились выпускники, как воробьи в дождь, в маленьком тамбуре между двумя дверьми на входе. Выпускников из Исовской школы вообще учителю пришлось защищать: в час дня они закончили с экзаменом, а автобус должен был приехать за ними только в половину третьего. Но и их, и всех остальных громко, настойчиво и не оченьто ласково выпроваживали вон, хотя экзамен писали не на первом этаже, а туда, выше, никто и не думал прорываться. - Лучше бы мы в классе еще посидели… – услышала я обрывок разговора и скажу по этому поводу вот что. Посмотрела случайно программу с Андреем Малаховым «Пусть говорят», посвященную ЕГЭ. Там, если кто смотрел, шла речь и об этой инструкции в том числе, которая предписывает во время экзамена даже в туалет детей под конвоем провожать. Мне тогда подумалось, что это перегибы, свойственные популярным телепрограммам. А оказывается, что правила рьяно соблюдаются у нас, оставляя в стороне здравый смысл. Уважаемые, как же так? Инструкции созданы для нас или мы для инструкций? Понятно, что педагогам деваться некуда, надо соблюдать, но зачем так неотступно? - Когда отменят ЕГЭ? – спросил меня выпускник Алексей. Что ответить? Из той же передачи я узнала, что США, например, уже отходят от тестовой системы обучения, посчитав ее неэффективной. Чтобы прийти к такому выводу, им понадобились годы. Сколько понадобится России? И понадобится ли вообще? А по общему мнению выпускников нижнетуринских школ, у Единого государственного экзамена есть единственный плюс – не надо сдавать вступительные экзамены в высшее учебное заведение. Ксения РУССКАЯ. Рисунок Станислава АШМАРИНА. Трудовое лето Этим летом в Нижней Туре работают детские трудовые лагеря, которые организованы муниципальным учреждением «Центр детских молодежных клубов». По информации методиста центра Анны Храброй, в первую смену трудоустроено 143 несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет (в основном дети из малообеспеченных семей). Ребята работают на НТ ГРЭС, «Тизоле», «Венте», на частных предприятиях «Виолет» и «Велес-Быт-Сервис», в детских дошкольных учреждениях. Заработную плату своим несовершеннолетним работникам платят предприятия, дотацию доплачивает Центр занятости. Суммированный ежемесячный заработок – чуть больше трех тысяч рублей. 75 человек из 143 названных составляют трудовые отряды главы при школах. Такие отряды есть в школах №№2, 3, 7, Нижнетуринской гимназии, Косьинской, Исовской, Платинской, Сигнальнинской школах. Дети занимаются мелкими ремонтными работами, облагораживанием территории. Во вторую и третью трудовую смену планируется трудоустроить по 120 человек. Центр детских молодежных клубов приглашает подростков поработать в июле и августе. Справки по телефону 2-34-34. Соб. инф. «Безопасное колесо» 2 июня на городской площади прошел муниципальный этап областного конкурса юных велосипедистов «Безопасное колесо» среди учащихся образовательных учреждений Нижнетуринского городского округа. В соревнованиях приняли участие 10-12-летние велосипедисты. Ежегодный конкурс организован отделением ГИБДД ОВД по Нижнетуринскому округу совместно с Управлением образования округа. Вначале все пять команд представились: ребята из МОУ СОШ №1 назвались «Экстрим», из СОШ №7 – «Светофорчиками», велосипедисты из МОУ СОШ №2 окрестили свою команду «Светофор», СОШ №3 – «Пепси», гимназия – «Стоп». Прежде чем сесть за руль велосипедов, школьники ответили на 35 вопросов, которые показали, насколько хорошо юные водители знают правила дорожного движения, умеют оказывать первую медицинскую помощь и разбираются в страховании. Затем для юных велосипедистов была приготовлена «полоса препятствий», то есть фигурное вождение велосипедов, которая состояла из 5 этапов-заданий. Нужно было проехать по неровной и гладкой поверхностям, вписаться в рельсы «желоб», преодолеть «качели» и в конце остановиться у стоп-линии. В результате 1 место в конкурсе заняла команда «Стоп», 2 место – команда «Светофорчик», 3 место – команда «Светофор». Все команды награждены грамотами и ценными призами. А для команды «Стоп» соревнования юных инспекторов движения на этом не заканчиваются! Теперь им предстоит попробовать свои силы уже в областном этапе, который пройдет в городе Асбесте в лагере «Заря». Наталья ЦЫБРОВА, инспектор по пропаганде ОВ ДПС ГИБДД ОВД по Нижнетуринскому ГО, лейтенант милиции. По просьбе читателей Что необходимо знать при выборе образовательного учреждения? Конституция РФ гарантирует право каждого на получение на конкурсной основе высшего образования. Какую информацию должно доводить до потребителей образовательное учреждение до заключения договора об оказании образовательных услуг? Исполнитель (образовательное учреждение) обязан довести до потребителя (в том числе путем размещения в удобном для обозрения месте) достоверную информацию, содержащую следующие сведения: • наименование (для индивидуального предпринимателя – фамилия, имя и отчество) и место нахождения (адрес) исполнителя, сведения о наличии лицензии на право ведения образовательной деятельности и свидетельства о государственной аккредитации (для образовательных учреждений) с указанием регистрационного номера и срока действия, а также наименования, адреса и телефона органа, их выдавшего; • уровень и направленность реализуемых основных и дополнительных образовательных программ, формы и сроки их освоения; • перечень образовательных услуг, стоимость которых включена в основную плату по договору, и перечень дополнительных образовательных услуг, оказываемых с согласия потребителя, порядок их предоставления; • стоимость образовательных услуг, оказываемых за основную плату по договору, а также стоимость образовательных услуг, оказываемых за дополнительную плату, и порядок их оплаты; • порядок приема и требований к поступающим; • форму документа, выдаваемого по окончании обучения. Исполнитель обязан также предоставить для ознакомления по требованию потребителя: 2 10 июня 2010 г. • устав образовательного учреждения, положение о филиале, отделении; • лицензию на осуществление образовательной деятельности и другие документы, регламентирующие организацию образовательного процесса; • адрес и телефон учредителя (учредителей) образовательного учреждения; • образцы договоров, в том числе об оказании платных дополнительных образовательных услуг; • основные и дополнительные образовательные программы, стоимость образовательных услуг по которым включается в основную плату по договору; • дополнительные образовательные программы, специальные курсы, циклы дисциплин и другие дополнительные образовательные услуги, оказываемые за плату только с согласия потребителя; • перечень категорий потребителей, имеющих право на получение льгот, а также перечень льгот, предоставляемых при оказании платных образовательных, в том числе платных дополнительных образовательных услуг, в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами. Исполнитель не вправе оказывать предпочтение одному потребителю перед другим в отношении заключения договора, кроме случаев, предусмотренных законом и иными нормативными правовыми актами. Какие сведения должны быть отражены в договоре об оказании ПЛАТНЫХ образовательных услуг? Договор об оказании платных образовательных услуг заключается в письменной форме и должен содержать следующие сведения: • наименование государственного или муниципального образовательного учреждения, негосударственной образовательной организации, научной организации-исполнителя и ме- сто ее (их) нахождения (юридический адрес) либо фамилию, имя, отчество, сведения о государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя гражданина, занимающегося индивидуальной трудовой педагогической деятельностью; • фамилию, имя, отчество, телефон и адрес потребителя; • сроки оказания образовательных услуг; • уровень и направленность основных и дополнительных образовательных программ, перечень (виды) образовательных услуг, их стоимость и порядок оплаты; • другие необходимые сведения, связанные со спецификой оказываемых образовательных услуг; • должность, фамилию, имя, отчество лица, подписывающего договор от имени исполнителя, его подпись, а также подпись потребителя. Договор составляется в двух экземплярах, один из которых находится у исполнителя, другой – у потребителя. Потребитель обязан оплатить оказываемые образовательные услуги в порядке и в сроки, указанные в договоре. В соответствии с законодательством РФ, потребителю должен быть выдан документ, подтверждающий оплату образовательных услуг. Стоимость оказываемых образовательных услуг в договоре определяется по соглашению между исполнителем и потребителем. На оказание образовательных услуг, предусмотренных договором, может быть составлена смета. Составление такой сметы по требованию потребителя или исполнителя обязательно. В этом случае смета становится частью договора. Какие права имеет потребитель при обнаружении недостатков оказанных образовательных услуг, в том числе оказания их не в полном объеме, предусмотренном образовательными программами и учебными планами исполнителя? Потребитель вправе по своему выбору потребовать: • безвозмездного оказания образовательных услуг, в том числе оказания образовательных услуг в полном объеме в соответствии с образовательными программами, учебными планами и договором; • соответственного уменьшения стоимости оказанных образовательных услуг; • возмещения понесенных им расходов в связи с устранением недостатков или оказанием образовательных услуг своими силами или третьими лицами; • отказаться от исполнения договора и потребовать полного возмещения убытков, если в установленный договором срок недостатки оказанных образовательных услуг исполнителем не устранены или если обнаружены существенные недостатки оказанных образовательных услуг или иные существенные отступления от условий договора. Потребитель вправе предъявить иные требования, предусмотренные законом. Как правильно действовать потребителю в случае некачественного оказания образовательных услуг? Претензии к качеству образовательных услуг предъявляются к образовательному учреждению в письменной форме. Претензия составляется в двух экземплярах и содержит четко сформулированные требования. Претензия вручается под подпись исполнителю либо направляется ему письмом (желательно заказным с уведомлением). В случае неудовлетворения требования потребитель может обратиться в суд. Иски о защите прав потребителей могут быть предъявлены по выбору истца в суд по месту: • нахождения организации, а если ответчиком является индивидуальный предприниматель, то по месту его жительства; • жительства или пребывания истца; • заключения или исполнения договора. Если иск к организации вытекает из деятельности ее филиала или представительства, он может быть предъявлен в суд по месту нахождения ее филиала или представительства. УПРАВЛЕНИЕ Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Свердловской области, Территориальный отдел в городах Красноуральск, Нижняя Тура. РЕ ЗОНАНС ¹ 24