Образование За право учиться в Лесном Кому нужна конкуренция между ТИ МИФИ и УИЭУиП? Только в 2010 г. Минобрнауки ликвидирует свыше 200 филиалов государственных вузов по всей стране. Глава ведомства Андрей Фурсенко утверждает, что студентов в стране все меньше, а значит, «лишние» филиалы необходимо срочно пустить под нож. Что готовы сделать город и комбинат, чтобы Лесной филиал МИФИ «не зарезали» ни в этом, ни в следующем году? По прогнозам Министерства образования и науки, через 3-4 года в России будет вдвое меньше студентов, чем сейчас (к 2012 г. количество выпускников школ в России может сократиться до 700000 против 1,3 миллиона в 2006 году). – Это связано с демографической ситуацией, она меняется катастрофически в худшую сторону, – считает министр Андрей Фурсенко. – Уже сегодня очень сложно найти интеллектуально сильных ребят и обеспечить прием должного их количества в вузы. Российское агентство по надзору в сфере образования (Рособрнадзор) неоднократно предлагало ректорам вузов провести собственные проверки своих филиалов и подготовить предложения о ликвидации тех из них, где численность обучающихся составляет менее 500 человек, а в работе допущены нарушения. Но на призывы чиновников сами государственные учебные заведения откликнулись неохотно. В 2009 г. уже было закрыто 50 филиалов вузов (за весь 2008 г. – 36). Поэтому, по словам главы Рособрнадзора и науки Любови Глебовой, в 2010 году ее ведомство проведет комплексную проверку около 600 образовательных учреждений. Намечается, что по итогам проверки будет закрыто каждое третье учебное заведение или его филиал. В планах чиновников прикрыть порядка 200 «пунктов выдачи дипломов» (так называют чиновники из Рособрнадзора филиалы даже самых известных государственных вузов). Что будет с МИФИ? Совершенно непонятно, как это чиновники наперед, еще до начала проверки, знают, что закроют именно 200 филиалов. Вероятно, таков заказ руководства, и его нужно непременно исполнить. В таком случае – интересно: попадет ли в число «счастливчиков» наш филиал МИФИ? Неужели город лишится единственного полноценного учебного заведения? – Нет никаких оснований опасаться за судьбу МИФИ и его студентов, – рассказывает директор Лесного филиала ТИ НИЯУ «МИФИ» Николай СЕМЕНИН. – Число учащихся в наших стенах больше заявленной цифры в пятьсот человек, качество и количество преподавательского состава можно признать высоким и достаточным. У нас по-прежнему можно получить одно из самых лучших в УрФО образо- ваний, и это утверждение, я полагаю, никто из здравомыслящих людей оспаривать не станет. Однако пока мы знаем лишь планы Минобрнауки по закрытию филиальной сети на 2010 г., какими эти планы будут в 2011-2012 гг. – неизвестно. Как изменятся критерии оценки вузов, знают, вероятно, только Андрей Фурсенко и Любовь Глебова. Поэтому очевидно, что новая городская администрация и руководство комбината должны позаботиться о том, чтобы создать для МИФИ максимально комфортную атмосферу для работы. Чтобы любая проверка, любая заезжая комиссия побоялись бы и заикнуться о ликвидации филиала Московского инженернофизического института в городе Лесном. Дипломы – как пирожки Многие из нас привыкли относиться к высшему образованию как к чему-то священному и непорочному, но в условиях рыночных отношений такой подход, увы, неверен. Сейчас уже не принято говорить о «сфере высшего образования», ныне в ходу иной термин – «рынок образовательных услуг». И в Лесном он вполне сложился, а первую скрипку в нем все активнее пытается играть филиал Уральского института экономики, управления и права (УИЭУиП). Это учебное заведение является негосударственным и в сферу регулирования ведомства Андрея Фурсенко почти никак не попадает. Если верить его учредительным документам, то основным видом деятельности является оказание образовательных услуг и извлечение прибыли из этой деятельности. Сейчас в России подобным занимается свыше 3,5 тысячи частных «институтов», «академий» и «университетов», которые за незначительную сумму в рублевом эквиваленте готовы одаривать своих выпускников заветными книжицами синего (а то и красного) цвета, на которых золотым тиснением пропечатано «ДИПЛОМ». Чем завлекают абитуриентов и их родителей такие «вузы»? Прежде всего – ценой вопроса: как правило, плата за обучение там ниже, чем в государственных учебных заведениях. Во-вторых, учебная нагрузка меньше, чем в классических университетах. Это, конечно же, подкупает уже самих студентов, которые могут без «запарки» легко осваивать любые дисциплины в «считанные часы». Так, если в государственных вузах на изучение предмета может уйти целый семестр, а то и целый курс, то тут принято считать, что любую дисциплину можно освоить за 5-6 занятий. Учиться, в общем, одно удовольствие и недорого. Другое дело, что работодатели потом, нахлебавшись с выпускниками таких вузов, начинают помещать объявления в газетах следующего содержания: «Требуется экономист с высшим образованием. К выпускникам N-го института просьба не беспокоиться». Скупой платит дважды, а глупый – трижды, но ведь такие псевдовузы отбирают хлеб у государственных образовательных учреждений и дурачат молодежь. К чему же это приводит в Лесном? ВУЗмутительная конкуренция Прежде всего, хочу отметить, что ни в коем случае не желаю бросить тень на филиал Уральского института экономики, управления и права и его преподавательский состав. Совсем недавно это учебное заведение наконец-таки получило лицензию на ведение образовательной деятельности в нашем городе, хотя работает тут уже несколько лет. Это большое достижение, только странно, что сначала эта деятельность началась, а лицензия появилась уже потом. УИЭУиП работает на рынке образовательных услуг уже много лет, в его филиалах одно время училось более 5000 тысяч человек (больше, чем в Уральской медицинской академии!). Его филиал в Гранит науки многим по зубам, но высшее Лесном не так давно приобразование по карману не всем. рос за счет открытия техникума, который опятьЗачем отбирать хлеб у МИФИ, который за счет таки имеет лицензию на ведение деятельности коммерческих студентов продолжает принив Екатеринбурге, а что с Лесным – то это пока мать абитуриентов на бюджетное отделение? вопрос непонятный, но образование там уже поКому нужна такая конкуренция, если она завтра лучают. может стать причиной для сомнений в целесоС каждым годом число обучающихся в УИобразности существования МИФИ в городе? ЭУиП лесничан растет. Сейчас их около 300 Вопросов пока больше, чем ответов. И вочеловек. Занятия в техникуме идут по выходпросы эти по большей части – к городской адным, что, с одной стороны, очень удобно, поминистрации, которая предоставляет мунискольку их могут посещать и в основном посеципальное здание УИЭУиП, где он оказыващают ученики 10-11 классов школ города. То ет «образовательные услуги». А что касается есть эти ребята учатся 7 дней в неделю! По конкуренции, то разве не лучше, если студенсути, любой педагог скажет, что при такой наты будут конкурировать между собой за право грузке и темпе обучения говорить о качественучиться здесь, в Лесном, в филиале престижном усвоении материала просто смешно. Мозг подростка просто перегружен информацией, ного московского вуза? Разве правильнее, на «переваривание» которой у него нет вреесли в конкурентной борьбе побеждает тот, мени. Но ребят и их родителей завлекли тем, кто просто делает получение диплома более что после трехгодичного «техникума выходдешевым, но не факт, что так же качественно? ного дня» можно тут же поступить и в инстиМИФИ обязательно нужно сохранить. И обятут, где, проучившись всего 2-3 курса, получазательно создать ему и его преподавательскоешь высшее образование. Итого: можно иметь му составу самые благоприятные условия для «вышку» в 20 лет, без «всяких там заморочек», работы. Это и есть одна из тех площадок, где как заученно хвастают сами студенты. И все совместные усилия города и комбината могут это действительно за «недорого». Сокращеннайти достойное применение. ные курсы обучения, которые многие считают Антон СТЕПАНОВ, г. Лесной. «заочными», указывать в дипломе считается Фото из архива редакции. совсем необязательным. УПФР информирует 2010 – Год Учителя Педагог – это звучит гордо! «Кого чаще всего показывают по телевизору? Банкиров, политиков… А ведь есть люди гораздо более интересные – учителя! Както странно: ведь без учителей не было бы ни шахтеров, ни пекарей, ни ДАЖЕ депутатов!» Так началось подведение итогов исследовательского конкурса «Педагог – это звучит гордо!», объявленного Центральной городской библиотекой и Центром профориентации межшкольного учебного комбината. Конкурс получился масштабным: в нем приняли участие учащиеся 8 школ города: от первоклассников до учеников старших классов. Ребятам предлагалось создать собственные исследовательские проекты, в которых надо было ответить на множество вопросов, главным из которых был: «Педагог – это звучит гордо?». Школьники проводили интервью с учителями, задавали им непростые детские вопросы: «Хорошо ли быть трудоголиком?», «Почему вы выбрали эту профес- сию?», «Что значит самоопределение?», «Почему нельзя заниматься нелюбимым делом?» и многие другие. Авторы лучших работ и герои их исследований – педагоги – выходили 19 марта на сцену актового зала «Бажовки». Алена Зиганшина, ученица 10 «А» класса школы №64, например, в своей работе написала о ветеране педагогического труда Маргарите Александровне Кремлевой: «Ее педагогический стаж – 55 лет, 53 года она работает в школе 64!» Алена узнала, что около 10 педагогов школы – ученики Маргариты Александровны, и задала им один вопрос: «Что для вас значит школа?». Ответы получились такие разноцветные! «Школа – это грамотные педагоги», «работа 24 часа в сутки», «порядок и дисциплина», «современный мир», «праздничная работа», «накопление и передача жизненного опыта», «это когда все поют», «это – разноцветное детство»! Очень активными в этом конкурсе были ребята, чьи мамы – учителя. Понят- Ведущая Э. Ткаченко и семья Пожарских. 1 апреля 2010 г. Ну как конкурировать с таким «прогрессивным» коллегой МИФИ? Надо признаться, что для отдельного контингента желающих во что бы то ни стало по-быстрому обрести корочки УИЭУиП – вне конкуренции. Оно бы и ничего, если бы образовательные специальности обоих вузов не пересекались бы друг с другом: МИФИ выпускает экономистов и УИЭУиП выпускает экономистов. Конечно, это разные экономисты, и все это понимают. Но есть вопрос к тем городским чиновникам, которые запустили в город УИЭУиП: зачем создавать ненужную конкуренцию признанному государственному вузу? но, почему: ведь педагог как никто другой ЖИВЕТ на работе! Вот, например, как написал Роман Иванов, ученик 4 «А» класса школы №73: «У мамы трудная работа, часто ее нет дома: педагогические советы, родительские собрания, праздники, классные вечера, походы в кино, в лес… Я стараюсь не мешать маме…» Или вот, например, Светлана Ступникова (8 «А», школа №71) пишет: «Когда я пошла в школу, то проводить меня в первый класс маме не удалось, так как она была на праздничной линейке в своей школе…» Авторы лучших исследований получили подарки, но главным стало осознание ребятами, что же такое – профессия учителя. Как высказалась Таня Большакова: «Я поняла, что это не работа, а призвание!» А еще ребята – авторы коллективных работ – говорили: «Исследование объединило наш класс, объединило нас с нашим учителем! Вот главный итог!» Татьяна САИТОВА, редактор отдела культуры. Защита лучших проектов. О дополнительном материальном обеспечении работников ядерной отрасли До 1 января 2010 года размер дополнительного ежемесячного пожизненного материального обеспечения (далее – ДМО) по Указу Президента РФ от 23 августа 2000 г. № 1563 определялся в соответствии с Положением об установлении, выплате, перерасчете и индексации ДМО, утвержденным постановлением Правительства РФ от 1 сентября 2005 года № 549, и зависел от размера базовой части трудовой пенсии по старости, предусмотренного пунктом 1 статьи 14 Федерального закона от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». В связи с внесением с 1 января 2010 года изменений в закон «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» и изменением структуры пенсии (базовая часть пенсии включена в страховую часть в виде фиксированного базового размера) для установления, выплаты, перерасчета и индексации ДМО необходимо было внести изменения в Указ Президента РФ от 23 августа 2000 г. № 1563 и в Положение об установлении, выплате, перерасчете и индексации ДМО, утвержденное постановлением Правительства РФ от 1 сентября 2005 года № 549. Указом Президента РФ от 24 марта 2010 года № 372 «О внесении изменений в некоторые акты Президента РФ по вопросам предоставления гражданам дополнительного ежемесячного материального обеспечения за особые заслуги перед Российской Федерацией» внесены изменения в Указ Президента РФ от 23 августа 2000 г. № 1563, согласно которым размер дополнительного обеспечения повышается одновременно с увеличением размера социальной пенсии, установленного подпунктом 1 пункта 1 статьи 18 Федерального закона от 15 декабря 2001 года № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации». Таким образом, с 1 апреля 2010 года установленные ДМО будут проиндексированы на коэффициент индексации социальной пенсии, равный 1,088, и выплачены в новом размере. Для определения размера ДМО с 1 января 2010 г. необходимо внести изменения в Положение об установлении, выплате, перерасчете и индексации ДМО, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 1 сентября 2005 года № 549. По сообщению заместителя председателя правления Пенсионного фонда РФ Л. Чижик, Государственной корпорацией по атомной энергии «Росатом» подготовлены проекты нормативных правовых актов о внесении изменений в вышеназванное Положение, которые в настоящее время проходят процедуру согласования в установленном порядке. До их принятия заявления граждан, которые обратились за установлением ДМО в 2010 году, регистрируются специалистами УПФР и находятся на контроле. УПФР в г. Лесном. РАДАР ¹ 14 3