выходит по четвергам издается с 3 мая 1990 г. распространяется в городах Свердловской области НОВОСТИ ПОЛИТИКА экономика культура спорт программа ТВ с 1 февраля ПО 7 февраля КРОССВОРДы 28 января 2010 рекомендуемая цена - 10 рублей. ¹5 (1028) еженедельная общественно-политическая независимая газета Чтобы школьник стал Семинар В номере: Их клич: «Служба», вперед!». Выборы-2010: народу не нужна «война компроматов» – нужны программы 3 кандидатов Пошлины на услуги ГАИ 3 выросли в разы Почему девушки охотнее юношей желают 18 служить в милиции? успешным взрослым В садах воруют и устраивают пожары. Виновных не ищут... 18 Как нас дурят: две поучительные истории очевидцев 19 Совместный проект школы и газеты решает важные задачи обучения и воспитания Три вопроса от редакции. Ж. Рождественская (слева), И. Зырянова (справа). 20 января на базе школы № 64 прошел окружной семинар по теме «Повышение качества образования учащихся при реализации компетентностного подхода». В работе семинара приняло участие едва ли не все педагогическое сообщество Северного округа: руководители и специалисты ИРРО Свердловской области, директора и педагоги школ округа, а также педагогический коллектив, учащиеся и родители школы № 64 – базовой площадки ИРРО, и социальные партнеры, среди которых – и газета «Радар». …О компетентностном подходе заговорили в начале 21 века в связи с дискуссиями о путях модернизации российского образования. В новых условиях развития страны требовалось пересмотреть содержание и цели образования. Стало очевидно, что школа должна формировать не только систему знаний, умений и навыков – образование должно обладать некой потенциальной значимостью. И задача педагогов сегодня – способствовать формированию у учащихся определенных ключевых компетенций. Если коротко, то под компетенцией понимается круг вопросов, в которых личность обладает познанием и опытом, что позволя- ет ей быть успешной в жизни и профессиональной деятельности. Этих компетенций много, и их формирование осуществляется в рамках каждого учебного предмета каждым педагогом. Педагоги школы № 64 активно работают в данном направлении, и нынешний семинар – это их своеобразный творческий отчет по теме. Всего в Лесном действуют 14 базовых площадок – инновационные процессы охватывают школьное, дошкольное и дополнительное образование. Открывая семинар, глава Лесного С. Щекалев отметил, что образование – это та сфера, на развитие которой направлено порядка 40% городского бюджета. «У нас созданы очень хорошие условия для успешного обучения и воспитания детей и молодежи», – подчеркнул глава. Начальник Управления образования Лесного С. Рудой говорил, в частности, о системном характере инновационной деятельности в нашем образовании. С докладами на пленарной части выступили: директор школы № 64 Т.А. Потапова; д.п.н. профессор, научный руководитель базовой площадки школы № 64 П.В. Зуев; заместители директора школы № 64 Н.В. Потапенок, И.В. Зырянова и И.Ю. Лущаева; учитель химии О.Ю. Патрушева; педагогпсихолог Т.Е. Малыгина. Затем, в практической части, прошли одновременно 12 открытых уроков, в том числе – деловая игра, которую провела учитель русского языка и литературы I квалификационной категории Ирина Вячеславовна Зырянова и на которой мы, по долгу службы, побывали. Почему по долгу службы? Потому что уже два года наша газета совместно с педагогами и учащимися школы № 64 работает над проектом «Служба русского языка», начала который в 2008 году Светлана Николаевна Казакова – учитель русского языка и литературы I квалификационной категории – Педагоги включились в работу «Службы...». с десятиклассниками, а продолжила в 2009-м Ирина Вячеславовна Зырянова – с пятиклашками. За это время на страницах «Радара» появились десятки детских публикаций ЗА сохранение русского языка – нашего национального достояния; ребята – ведущие рубрики – ответили на сотни вопросов читателей. На семинаре был подведен своеобразный итог нашей совместной работы и продемонстрировано рождение очередной статьи для рубрики «Служба русского языка»: в течение урока дети, а также подключившиеся взрослые – педагоги Лесного и других городов – искали ответы на вопросы, подготовленные нашей редакцией. Заметку, которая получилась в итоге, публикуем в сегодняшнем номере, как обычно – на странице 9. На этом открытом уроке мне как редактору, курирующему рубрику, представилась возможность оценить степень усилий, которые прикладывают дети, создавая текст статьи, а также рассказать присутствующим педагогам о том, как нам работается над проектом, который ведут дети. Работая над статьями, они относятся к процессу именно как к работе: ни разу не подвели редакцию – в профессиональном плане, четко выдерживают сроки сдачи материала, установленный формат, их тексты всегда качественны, интересны. Более того, пятиклассники начали общаться с читателями, выстраивать с ними диалог, делясь впечатлениями от работы и изумляясь богатству русского языка. В результате этого контакта рубрика ожила… Как отметила Ирина Вячеславовна, эта работа – отвечать на вопросы читателей – развивает в детях, помимо общеучебных знаний, уме- ний и навыков, способность взаимодействовать в группе, быть корректными и культурными, консолидироваться и осознавать свою общественную и гражданскую позицию. Их знания становятся прочными, потому что накапливаются посредством практической деятельности. А возможность воздействия на окружающих с помощью печатного слова (а это и есть главная задача проекта) мотивирует учащихся к качественной работе и достижению цели, то есть – к успеху. Иначе говоря, если на все вышесказанное посмотреть через призму компетентностного подхода, то в процессе работы над проектом у детей формируется целая цепь ключевых компетенций, в частности, таких как информационно-коммуникативная, социальная, методологическая… Что и требовалось доказать, согласно цели семинара. ...А на следующий день, 21 января, президент Дмитрий Медведев официально дал старт Году учителя и утвердил национальную образовательную инициативу «Наша новая школа». Суть концепции заключается в создании школы, способной раскрывать личностный потенциал детей, воспитывать в них интерес к учебе и знаниям, стремление к духовному росту и здоровому образу жизни. Кроме того, образовательная инициатива должна способствовать подготовке детей к профессиям с учетом задач модернизации и инновационного развития страны. Думаю, не покривлю душой, если скажу, что школы нашего города УЖЕ с успехом воплощают президентскую инициативу в жизнь. Жанна РОЖДЕСТВЕНСКАЯ. Фото Ивана МЫШКИНА.