Э х, дороги… Реплика или Вспомнишь тут Иванникова! Картинка с натуры: на дороге к ветлечебнице (продолжение улицы Фрунзе) развернуло «Жигуленка». Похоже, пытался из правого ряда повернуть на дорогу к индивидуальному поселку. Не получилось. Слишком глубокие колеи. Автомобиль встал поперек дороги. Сколько водитель ни газовал, выехать самостоятельно не мог. На пластмассовые брызговики, вырванные вместе с крепежом, он уже и не обращал внимания – лишь бы освобо- дить дорогу. Пришли на помощь водители скопившихся машин. Четверо крепких мужиков, напрягаясь, в раскачку начали выталкивать автомобиль. Один из них, кряхтя и матерясь, недвусмысленно изрек: «Вот уж где вспомнишь Иванникова!»… Иванников – бывший мэр Лесного, и при нем действительно порядка в городе и на дорогах было больше. По крайней мере, кряхтеть и проклинать местную власть на городских дорогах не приходилось. На календаре вторая половина января, а многие дороги в городе так и не очищены. Хотя бы «срезали» колеи, чтобы не создавать аварийные ситуации. Ведь чтобы попасть из гаражей на ту же упомянутую дорогу, приходится ехать по «встречке», отыскивая колею помельче для переезда на свою полосу. А это чревато не только аварией, но и серьезным штрафом, вплоть до лишения прав. И штраф немалый. Не сравнить с теми предписаниями и штрафами, которые по законодательству сегод- Район ветлечебницы (ул. Фрунзе-М.-Сибиряка). ня предъявляются за плохое содержание дорог. От них чиновникам, отвечающим за очистку дорог, ни холодно ни жарко. И тут бы впору свое веское слово сказать главе города. Но увы… Нет у города настоящего хозяина. В. СТОГОВ, г. Лесной. Актуально Новый год принес с собой большие снегопады: за один день, 3 января, выпала месячная норма осадков. В Лесном сразу же стало невозможно передвигаться по дорогам, жители принялись жаловаться в разные инстанции, в том числе звонили и к нам в редакцию. И хотя на улицах и во дворах домов можно было наблюдать активную работу коммунальных служб, ежедневно слышать рокот тракторов и бульдозеров, все же, на взгляд горожан, Лесной слишком медленно приводится в божеский вид… О том, как коммунальщики «вытаскивали» город из снежной лавины, мы беседуем с директором МУ ПЖРЭП Михаилом КАШУ. Испытание снегопадом ства бытового мусора, и эти новогодние каникулы – не исключение. Но опять же, в связи со снегопадом, нам пришлось расставлять приоритеты: либо обеспечить людям нормальное передвижение по пешеходным дорожкам, тротуарам, либо бросить все силы на ликвидацию несанкционированных свалок. В итоге усиленно мы работали все-таки на уборке снега и менее интенсивно – на уборке мусора. Практически все дорожки были прочищены, жалоб от жителей не поступало. – По поводу автомобилей во дворах: ведь они так и будут стоять до весны. Значит, вы не смо- «Стойбище» занесенных снегом машин затрудняет уборку дворов. Прежде всего, выяснилось, что механизаторы и дворники ПЖРЭП с начала января работают почти без выходных, и новогодних каникул, как у всех россиян, у них не было: приказом по предприятию эти работники были выведены ежедневно на уборку внутридворовых территорий. Кроме рабочих рук было задействовано 9 единиц техники. – Михаил Васильевич, эти 9 единиц техники действительно могут справиться с таким объемом работы? Ведь охваченным должен быть весь город. – Теоретически – да. По существующим нормативам по уборке свежевыпавшего снега при толщине слоя до 2 см норма уборки на 1 единицу техники составляет от 8 до 15 тысяч квадратных метров. К слову, площадь проезжей части внутридворовой территории в нашем городе составляет 269750 кв. м; тротуаров – 94734 кв. м, итого – более 300 тыс. кв. м. Это там, где возможна механизированная уборка. Там, где не возможна, уборку проводили вручную. Но с учетом залпового выброса снега сил и средств все же оказалось недостаточно, работа продвигается не так быстро, как хотелось бы. Конечно, мы могли бы задействовать всю имеющуюся технику – это 14 единиц: тракторы, грейдеры, бульдозеры… – Почему же не задействовали? – Тяжелую технику мы не можем вывести во дворы: там стоит частный транспорт жителей. Наличие несанкционированных стоянок на внутридворовой территории – это серьезная проблема, учитывая, что в Лесном свыше 19 тысяч автомобилей. Положение усугубил тот факт, что многие автомобили стоят во дворах давно и уже промерзли настолько, что их не сдвинешь с места. Мы обращались с просьбой убрать машины, но автовладельцы просто не могут этого сделать, потому что в 30-35-градусный мороз у автомобилей вымерзли аккумуляторы, машины не заводятся. «Стойбище» этого застывшего транспорта невероятно затруднило работу нашим работникам. Кроме того, с нас никто не снимал обязанность по очистке внутридворовой территории от мусора. Как правило, праздники у нас характеризуются наличием большого количе21 января 2010 г. жете производить качественную уборку территории. – По проблеме автомобилей, которые мешают уборке, мы плотно работаем с ГИБДД Лесного. Так, с 11 по 18 января нами был совершен объезд территорий: автомобилей во дворах действительно стоит много, все они завалены снегом. И пока не будут приняты меры к автовладельцам, производить качественную уборку нашим работникам будет сложно. С другой стороны, что такое качественная уборка? Согласно нормативам, мы обязаны очистить территорию от слежавшегося снега, толщина которого должна быть не более 5 см. Считается, что это уборка, выполненная на «хорошо». – А уборка, выполненная на «отлично»? – Уборка на «отлично» – это когда весь снег счищается техникой «под нож» до асфальта. Мы сегодня работаем на «хорошо». Вообще, проблема уборки снега не нова, и мы в целом к нештатным ситуациям готовы. Так, нынешней зимой все единицы техники находились в рабочем состоянии, в достаточном количестве были подготовлены запчасти, солярка, масла, техническая жидкость – врасплох нас было не застичь. Люди выходили работать даже в сильные морозы, когда температура воздуха опускалась ниже минус 30 градусов, хотя, по всем СанПиНам, работа на улице при температуре наружного воздуха ниже 28 градусов не допускается. Но наши работники, понимая серьезность ситуации, все же приводили город в порядок, несмотря на мороз. – Михаил Васильевич, было много вопросов насчет подсыпания дорог. – На этот счет также существуют нормативы: например, противогололедными материалами посыпаются крыльца, тротуары и проезжая часть один раз в сутки во время гололеда. Подсыпку проводит либо коммунально-дорожная машина – механизированным способом, либо дворники – вручную. В каждый ЖЭК завезено порядка 20 тонн отсева, общий запас отсева составляет 120 тонн. Но сейчас подсыпать нечего: прошли снегопады, поэтому гололеда как такового нет. Что касается крылец: для тех, которые выше 3-4 ступеней, сколачиваются деревянные трапы – так что риск поскользнуться сводится к минимуму. Да и, как правило, очищаются крыльца до самого основания. Другой разговор, что есть дома старой постройки, в которых по техническим причинам не закрываются входные двери. Вот там периодически возникают гололедные явления: теплый воздух из подъезда приводит к таянию снега около двери, ночью становится холоднее, подтаявший снег замерзает, и образуется наледь. Но наши дворники знают такие дома и наледь своевременно отбивают. – На предприятии ПЖРЭП хватает дворников? – В 2006 году в штатном расписании предприятия было 218 дворников. Фактическая их численность составляла порядка 60% от общей – то есть 150-160 человек. Вакансии заполнялись внутренним совместительством, либо увеличением норм обслуживания. На летний период мы привлекали на работу безработных граждан и подростков. При том количестве дворников мы содержали город в нормальном санитарном состоянии. Но в 2008 году произошло сокращение периодичности уборки. Если раньше уборку внутридворовой территории производили ежесуточно в дни без снегопада, то, согласно нынешним правилам, это положено делать раз в трое суток. Естественно, сейчас у дворников выросла норма уборки – практически вдвое, а штатная численность дворников сократилась до 180 человек в 2007 году и до 130 человек в 2008-м. Конечно, С места не сдвинешь... (ул. Пушкина). по этой причине работать тоже стало сложнее. – Горожане, особенно старожилы, вспоминают прежние времена, когда наш город был идеально чистым… – В прежние времена и правила были другие. Например, в снегопад на улицы города выводили столько единиц техники, сколько их было в арсенале, и всю их работу комитет ЖКХ оплачивал сполна по факту. Сегодня, согласно действующему закону №94, сумма, отведенная на уборку дорог, определена четко, никто сверху не даст ни рубля… Встает и другой вопрос – с квартплатой: мы хотим, чтобы услуги были более качественными, значит, должны платить больше. Если раньше за жилье (и за содержание внутридворовой территории в том числе) мы платили меньше, так как из местного бюджета выделялись щедрые дотации – порядка 40%, то сегодня дотации сокращаются, квартплата растет, при этом мы получаем снижение качества услуг… Эти вопросы, конечно, требуют внимания со стороны ад- норма осадков, то это действительно чрезвычайная ситуация. А завтра, допустим, наступит резкое потепление, и возникнет угроза паводка – тоже ведь чрезвычайная ситуация. Сильное потепление способно спровоцировать очень серьезные проблемы: прорыв плотин, затопление жилых поселков вплоть до возникновения угрозы жизни людей и так далее. Снегопад, произошедший в первых числах января, это тоже авральная, чрезвычайная ситуация – хоть для Урала, хоть для Якутии. Люди и там, и там по пояс ходят в снегу. Мы, конечно, на стихию не пеняем и с себя ответственности за порядок в городе не снимаем. Но надо понимать, что если снег, который мог бы равномерно лечь на землю в течение месяца, выпал за один день, то это не может не вызывать сложности с той же уборкой дорог и внутридворовых территорий. И в этом случае должно быть понимание жителей, что январский снегопад действительно был ситуацией нештатной... Нештатной, авральной, чрезвычайной – назвать ситуацию можно как угодно, но, как бы там ни было, к ней коммунальные службы Лесного подошли во всеоружии. Если от- Уборка дворов по ул. Мира, 3. министрации города и понимания со стороны жителей. – Вот Вы говорите: правила, СанПиНы… Мы живем на Урале, где снегопады не редкость. Эти правила, которые регламентируют вашу деятельность, как-то учитывают климатические особенности края или это некий стандарт, без учета специфики региона? – Все нормативные документы, по которым мы работаем, утверждались Госстроем РФ. Конечно, это стандарт для всей России. В 2003 году вышло Постановление №170, в котором по зонам расписаны некоторые нормативы – например, температура наружного воздуха, температура в помещениях, то есть моменты, касающиеся системы отопления. А снег и прочие погодные условия определены одинаково – что для Ставрополья, что для Урала. «Толщина снежного покрова 2 см», «скалывание льда», «подсыпка» – эти понятия для всех регионов едины. – Михаил Васильевич, скажите, нынешний январский снегопад действительно является чрезвычайной ситуацией? Ну, выпал снег – зимой, на Урале – что в этом чрезвычайного? Ну, выше нормы. Допускаю, что это может быть авральной ситуацией для какойнибудь Калифорнии, но почему так драматически реагируют коммунальщики, администрация и силовые структуры Урала? Или я не права? – В чем-то, безусловно, правы. Но если за день выпадает месячная бросить частные возмущения горожан и оценить обстановку в целом, то в этот непростой период в проулках города не забуксовала ни одна «скорая помощь». Не было ни одного случая, когда во двор не могли бы въехать машины пожарных расчетов. И никто из местного ОВД не пожаловался на то, что милиция не задержала какого-нибудь нарушителя из-за того, что на ее пути возникли препятствия по вине коммунальных служб. Никто из горожан не обморозился, провалившись в неубранный сугроб. Никто не получил травмы из-за зимней стихии. Таким образом, имевшая место чрезвычайная ситуация, которая хоть и доставила определенные неудобства жителям, в целом не повлекла за собой серьезных последствий. Думается, это – главное. Сегодня сотрудники ПЖРЭП обещают привести город в порядок до конца месяца. И уже начали работу на опережение – по подготовке к весне, когда начнется бурное таяние снега. Например, занимаются очисткой кровель. Мы возмущаемся сугробами на дорогах, забывая о том, что такие же сугробы осели на крышах наших домов. Но эти снежные пласты толщиной 40-50 см работники ПЖРЭП постарались вовремя убрать, а не сделай они этого – весной снег начнет интенсивно таять и принесет массу новых проблем, некоторые из которых могут быть уже с последствиями… Жанна РОЖДЕСТВЕНСКАЯ. Фото А. ВОСКРЕСЕНСКОГО. РАДАР ¹4 19