Нашим детям Мир, в котором хотелось бы жить Сегодня дети должны читать гуманную литературу Л. Улицкая. В последнее время все чаще поднимается вопрос в печати о нравственных качествах издаваемой нынче детской литературы, где нередко самые страшные преступления низводятся до уровня обыденности, где достойными похвалы считаются коварство, обман, месть и предательство... Все как в жизни. Детская агрессивность сегодня уже не нонсенс, а вполне живучая, вписывающаяся в рамки современного общества данность. У многих подростков наблюдается отсутствие позитивных ценностей, ориентация на жестокость. Насилие они признают как одобряемый ими способ решения конфликтов, за норму принимают асоциальное поведение. Озабочено ли общество этим? Да – озабочено. А что делает общество для того, чтобы нравственность восторжествовала, чтобы произошла, наконец, переоценка ценностей, чтобы в душе человека индуцировались добро, честность, благородство, сострадание? В каком мире нам предстоит жить? На прилавках книжных магазинов появилось много детских книг, связанных с тем, что мы называем новым словом – толерантность. Огромное изобилие книг о том, что такое человек в мире, что такое человеческая культура, из чего она складывается. Понятие «толерантность» широкое. Синонимами этого термина являются: терпимость, смирение, кротость, сострадание, великодушие. Сюда входит умение ладить с другими, прощать, быть снисходительным, миролюбивым, гуманным, непритязательным, не стремиться подчинить себе другого. Формирование черт толерантности выступает противодействием агрессии, терроризма, жестокости, конфликтности, фанатизма. Писательница Е. Мурашова в одной из своих статей о детском чтении сказала: «Будут читать гуманную литературу – будет один результат, будут читать антигуманную – результат будет противоположный». Это важно потому, что сегодня почти никто не говорит с детьми о таких сложных материях, как толерантность. Для такого разговора в нашей культуре пока нет ни традиции, ни терминологии. Книги детского проекта Улицкой – попытка выработать этот язык, проложить дорогу теме толерантности в разговоре с детьми. Начиная с 2006 г., Людмила Улицкая совместно с Институтом толерантности и издательствами «Рудомино» и «Эксмо» осуществляет свой «Детский проект “Другой, другие, о других”». Цель проекта не только познакомить детей с окружающим миром, но и научить их жить в нем. В проект вошли книги Веры Тименчик «Семья у нас и у других», Александры Григорьевой «Путешествие по чужим столам», Раисы Кирсановой «Ленты, кружева, ботинки…», Анастасии Гостевой «Большой взрыв и черепахи», Ларисы Винник «Я не виноват!», Ма- Сказка про Лёвушку Жила-была Левушкина Голова. То есть она, конечно, не сама по себе жила. Раньше у нее были лапы, туловище и даже хвост с кисточкой. И мальчик Сережа очень любил засыпать со своим добрым и мягким Левушкой. Пришел однажды в гости к Сереже его друг Костя. – Ух ты, какой огромный! – воскликнул мальчик и схватил льва за гриву. – Не тронь его! Он мой! – Сережа взял Левушку за задние лапы и стал тянуть на себя. Но Костя крепко вцепился в игрушку и не уступал. – Не жадничай! – кричал он. – А ты не бери чужое! – вопил Сережка. И так они тянулитянули, пока – хрясь – не разлетелись в разные стороны и не шлепнулись на пол. В руках у Сережи было туловище, а Костик держал за уши Левушкину Голову, из которой торчали нитки и вата. «Зачем они меня тянули? – подумала Левушкина Голова. – Я же большой, мог бы играть и с тем, и с другим, и с обоими сразу». Несколько дней испорченная игрушка валялась в углу, а потом кто-то забросил ее на антресоли. Там было темно и пахло пылью. «Может, про меня просто забыли?» – подумала Левушкина Голова и стала ждать, когда про нее вспомнят. И вот однажды дверцы открылись, и стало светло. Левушкина Голова сначала очень обрадовалась, а потом поняла, что оказалась в мусорном контейнере вместе со старыми газетами, ржавыми гвоздями и стоптанным башмаком. Контейнер стоял на улице, и было слышно, как проезжают иногда машины и скрепит снежок под ногами редких прохожих. И вдруг прямо перед Левушкиной Головой выросла страшная лохматая морда. – Р-р-р! – грозно зарычала Морда. – Ты кто такой? – спросила Левушкина Голова. – Ты что, не видишь? – Морда перестала рычать и теперь уже не казалась такой страшной и злой. – Я – Пес! Вот мой нос, лапы и хвост! – У меня тоже когда-то были лапы, – вздохнула Левушкина Голова. – И хвост... с кисточкой. – А где же они теперь? – удивленно спросил Пес. И Левушкина Голова рассказала ему свою историю. – У-у-у, значит, тебя выбросили, и ты теперь такой же бездомный, как и я, – сказал Пес и заскулил. – Бездомным быть плохо. – Да, – снова вздохнула Левушкина Голова. – Обидно, если ты никому не нужен. – Гав! – Пес подпрыгнул так, как будто нашел большущую косточку. – Я придумал! Гавгав! Давай я отнесу тебя в другое место, там много людей и... – И что? – спросила Левушкина Голова. – А вот увидишь! Пес подхватил Левушкину Голову и помчался. Ему было тяжело бежать с такой ношей, РАДАР ¹ 2 4 и поэтому он два раза останавливался, чтобы передохнуть. – Вот, – запыхавшись, сказал Пес, аккуратно положив Левушкину Голову на снежный сугроб у березки. – Лежи тут, а я дальше побегу, у меня забот хватает. – Постой! – крикнула Левушкина Голова. – А как тебя зовут? – А меня никто не зовет, – ответил Пес, переминаясь с лапы на лапу. – Я же ничей! – Знаешь, тебе бы подошло имя Дружок, – сказала Левушкина Голова. – Ты так думаешь? – удивился Пес и почемуто засмущался. – Ну, спасибо тебе. Прощай! – Тебе спасибо! – прокричала ему вдогонку Левушкина Голова. И тут с неба посыпался пушистый снежок, он сказочно переливался в солнечных лучах, а мимо проходили люди, веселые и счастливые. Они спешили домой, потому что Рождество – самый светлый праздник и отмечать его надо дома всей семьей. – Это что тут такое? – раздался тоненький голосок, и чьи-то маленькие пальчики потянули Левушкину Голову за ухо и стали очищать, потому что его почти полностью засыпало снегом. – Ой, какой ты... – сказала девочка и побежала домой. – Мама, посмотри, что я нашла! – радостно с порога закричала она. Мама выглянула с кухни и сердито нахмурила брови. – Наталья, я отправила тебя за молоком, а ты мне всякую дрянь с улицы домой тащишь! – Мама, – тихо и жалобно сказала Наташа, – ты только посмотри, какой он. – Вижу какой! Грязный, рваный и... Из комнаты вышел папа и посмотрел на дочь, которая крепко прижимала к груди Левушкину Голову. – И несчастный, – добавил папа. – Ну хорошо, – мама всплеснула руками. – Только немедленно его в ванну! Наташа радостно вскрикнула и помчалась в ванную комнату. Там она сначала долго мылила Левушкину Голову, терла щеточкой, потом споласкивала холодной водой, а папа даже посушил его маминым феном. В это время мама достала свою большую коробку для рукоделия и стала шить для Левушкиной Головы тело. К вечеру все было готово. – Вот это да! – удивился Левушка. – Теперь у меня снова есть лапы и даже хвост кисточкой! Наташа обнимала своего нового друга и прыгала с ним, кружилась по комнате и весь вечер целовала то маму, то папу, то Левушку. И все были счастливы! А Левушка загадал желание, чтобы у Дружка тоже нашелся хозяин. И это желание обязательно сбудется, потому что в Рождественскую ночь возможно все! Софья-Диана СЕЛИХОВА, 3 «В» класс школы ¹ 76, г. Лесной. рины Бутовской «О дохлой кошке и живых котятах», Андрея Усачева «Всеобщая декларация прав человека в пересказе для детей», Л. Улицкой «История про кота Игнасия, трубочиста Федю и Одинокую Мышь», «История о старике Кулебякине, плаксивой кобыле Миле и жеребенке Равкине», «История про воробья Антверпена, кота Михеева, столетника Васю и сороконожку Марью Семеновну с семьей». Серия книг проекта Л. Улицкой посвящены самым разным сторонам жизни человека: семье, религиям, профессиям. Авторы вышедших книг стремятся, просвещая, объяснить детям, что все люди разные и что к чужим культурам и обычаям надо относиться с уважением, чтобы дети поняли, насколько разнообразен мир и насколько он бывает непохож на то, к чему привык каждый из нас. Дети и взрослые постоянно учат друг друга жизни, делятся разнообразными историческими фактами и задают странные вопросы, требующие развернутых ответов. Эта идея – привить детям ощущение бесконечного разнообразия мира – вызывает огромное уважение. Ведь каждая из этих книг раскрывает многогранное представление о правах человека. Большинство из нас, взрослых, пропитанных до мозга костей социалистической идеологией, не знают или имеют извращенное понятие о том, на что мы с вами имеем право здесь, в другом месте, в третьем месте. И это понятно: ведь мы с вами воспитаны в очень тяжелое время, не самое, впрочем, плохое, но достаточно трудное. Многое из того, что сегодня видится правильным, приличным, достойным, положительным, сто лет назад казалось взрывным, страшно смелым, разрушающим мораль. Наши дети должны знать, на что они имеют право, чтобы их не унижали, чтобы ими не помыкали, чтобы они знали, что такое красиво и что такое некрасиво. Как это в культуре живет? Какие есть каноны? Как они меняются? Как к ним относиться? С толерантностью смыкается известная нам библиотерапия. Она как раз и направлена на то, чтобы книгой успокоить ребенка, умиротворить его, нацелить на добрые поступки, породить светлые мысли. В ЦГБ им. П.П. Бажова в отделе обслуживания («Зал семейного чтения») представлена выставка «Мир, в котором хотелось бы жить» (о Детском проекте Л. Улицкой «Другой, другие, о других»). Здесь можно ознакомиться с биографией известной писательницы и ее актуальным Детским проектом, получить представление о разных авторах проекта, их произведениях и выбрать одну, две, а, может, и сразу все книги. Писатели вовлекают читателя в жизненные ситуации и во взаимоотношения людей, предоставляя ему самому решить, что его радует и что возмущает, что вызывает симпатии и что – антипатии. Эти произведения просятся обсуждать их: противоречия, выраженные в них, способны создать обстановку дискуссии, что так органично для подростков. Внимание читателей привлечет и оформление книг. Их иллюстрации во многом отличаются от привычных и носят ярко выраженный авторский стиль. Книги достаточно интересны, но с ними надо работать, чтобы они дошли до тех детей, которыми мало занимаются дома, которых воспитывает улица. Прочитайте книги вместе с детьми, обсудите их содержание, и тогда вы поймете, что люди пишут книги, чтобы создать толерантный мир, в котором хотелось бы жить. Татьяна ПАДАЛКА, библиотекарь отдела искусств ЦГБ им. П.П. Бажова. Главная ¸лка Лесного официально зажглась на площади Социально-культурнодосугового центра «Современник» 29 декабря Вечер был морозный, но даже мороз не испугал ребятишек, их мам и пап, которые к 18 часам пришли на площадь, чтобы увидеть это чудо. С наступающим Новым, 2010-м, годом поздравил собравшихся глава городского округа Сергей Щекалев: – Да, год был непростым. Страна переживала кризис, но, несмотря на это, в Лесном про- должалось строительство жилья, работали социальные программы. Бюджет 2010-го дает нам возможность надеяться, что грядущий год также будет годом развития. С праздником всех. Благополучия вашим семьям! Затем звучат волшебные слова: «Раз, два, три! Елочка, гори!». И раз звучат, и два, и три. И чудо свершается: сияет волшебными огнями площадь! Праздник начался! Лесничан поздравляют два Деда Мороза: справа – С. Щекалёв. Продлите ребёнку праздник! Если вы читаете эту газету 6-го января, у вас есть чудесная возможность – продлить своему ребенку и себе праздник. Потому что завтра, 7 января, в центре культуры «Современник» состоится чудо! Новогоднее представление «Чудеса да и только». Это не просто театрализованное представление, это игры, хороводы вокруг елки. Обладатели лучших костюмов получат призы от Деда Мороза. «Чудеса да и только» – режиссерский дебют Марины Исламовой и Анатолия Пилигри- мова. И сами они выступят в роли Сказочницы и Деда Мороза. Как во всякой новогодней истории, в спектакле «Чудеса да и только» оживут и начнут злокозничать нечистые силы: Кощей, Баба Яга, Леший. Но, понятно же, что добрые герои их победят. Хотите прикоснуться к чуду и продлить себе праздник? Приходите 7 января в Социальнокультурно-досуговый центр «Современник». Начало волшебства в 12.00. Чудеса да и только! Материалы подготовила Татьяна САИТОВА. Фото автора. 7 января 2010 г.