В Сарове обсудили проблемы ЗАТО (6-2) 12 и 13 ноября этого года в Сарове прошла конференция «ЗАТО – территория государственных интересов», посвященная проблемам закрытых территорий. Участники конференции (а это прежде всего руководители российских ЗАТО) решили обратиться в правительство с просьбой ускорить работу по принятию дополнений к базовому закону 1992 года «О закрытых административно-территориальных образованиях» (ЗАТО), а также разработать концепции развития ЗАТО на период до 2020 года, которые опирались бы на планы развития градообразующих предприятий этих ЗАТО. Обменяться мнениями в один из самых знаменитых атомных закрытых городов – Саров съехались главы ЗАТО со всей страны, а также представители Госдумы РФ, трех федеральных министерств: экономического и регионального развития, финансов и Госкорпорации «Росатом». Напомним, что сейчас в России зарегистрировано 43 ЗАТО с общей численностью населения более 1,5 млн человек, из них 10 территорий – это «атомные» ЗАТО, где доминируют предприятия атомной промышленности. Жизнь в ЗАТО, констатировали представители этих территорий, осложнилась не столько из-за кризиса (хотя и из-за него тоже), сколько из-за изменений федерального законодательства. После вступления в силу закона о местном самоуправлении существенно сузилась налоговая база бюджетов ЗАТО, из-за чего они лишились значительной доли доходов. Так, если в 2005 году доля собственных (налоговых и Среди участников конференции – С. Щекалёв и Г. Моськов. неналоговых) доходов в бюджетах ЗАТО «Росатома» составляла в среднем около 70%, то в 2008 году она опустилась почти до 32%. Устанавливаемая регионами доля подоходного налога, подлежащая зачислению в местные бюджеты, значительно разнится по регионам: от 30,1% в Нижегородской области до 53% в Свердловской области. Между тем, будучи более чем на 50% дотационными (данные по городам «Росатома»), ЗАТО в большинстве случаев выступают донорами по отношению к региональным бюджетам. Вывод – необходимо срочно принимать поправки в базовый закон о ЗАТО, считают организаторы конференции. Кроме того, убеждены в Ассоциации ЗАТО атомной промышленности и Ассоциации ЗАТО Министерства Создавали оружие, но думали о мире (2-2) Уважаемые работники комбината и жители города Лесного, сердечно поздравляем вас с 60-летием со дня основания промышленности ядерных боеприпасов. Днем рождения промышленности ядерных боеприпасов стало 1 декабря 1949 года, когда Совет Министров СССР принял решение об организации в составе Первого Главного управления отдела № 3 (КБ11). В тяжелых условиях послевоенного периода ценой колоссальных усилий народа создавался ядерный щит Родины. Комбинат «Электрохимприбор» и наш город стали важной частью Советского атомного проекта. Особого восхищения достойны подвиг, самоотверженный труд и вдохновение первопроходцев. Эти люди работали над созданием ядерного оружия, но думали о мире. Искренняя благодарность всем ветеранам, работникам комбината и горожанам, тем, кто создавал, сохранял и ныне укрепляет и развивает уникальный ядерно-оружейный комплекс – гарант независимости Родины и средство поддержания стабильности в мире. В настоящее время комбинат «Электрохимприбор» является головным предприятием промышленности ядерных боеприпасов, и нет сомнения в том, что и в дальнейшем наше предприятие и город Лесной будут надежной опорой государства. А.В. НОВИКОВ, генеральный директор ФГУП «Комбинат «Электрохимприбор», Б.А. УМРИХИН, председатель профсоюзного комитета комбината. обороны РФ, нужно поднимать федеральный статус ЗАТО, установив прямые взаимоотношения между федеральным бюджетом и бюджетами ЗАТО, и тем самым не зависеть от региональных бюджетов. Вторая глобальная проблема – перспективы градообразующих предприятий, ради которых, собственно, и существуют ЗАТО. Решение этой проблемы видится управленцам ЗАТО в скорейшей разработке фундаментальных документов – концепций развития ЗАТО до 2020 года, при этом концепция обязана увязать развитие каждой территории с судьбой конкретного предприятия. А это работа под силу только федеральной структуре – считают в Ассоциации ЗАТО. Что касается «Росатома», то наша госкорпорация уже начала подготовку концепций развития закрытых городов атомной отрасли. В структуре госкорпорации этой проблемой занимается отдельный департамент – по работе с общественными организациями и регионами, а также независимый экспертный орган, действующий при «Росатоме» – Экспертный совет по региональной политике, возглавляемый членом Общественной палаты Вячеславом Глазычевым. «В этом году прошло уже три заседания Экспертного совета «Росатома» по региональной политике, и на каждом из них активно обсуждались проблемы ЗАТО. Мы вообще очень внимательно относимся к нашему взаимодействию с руководством ЗАТО, поскольку считаем, что социально-экономическая обстановка в закрытом образовании непосредственно влияет на настроения людей на наших предприятиях и на деятельность этих предприятий. Именно поэтому мы совместно с администрациями ЗАТО стараемся показать людям перспективу их будущего: как будет развиваться предприятие, как мы планируем взаимодействовать с городскими властями по конкретным вопросам. И скоро будет готов наш первый проект в этом направлении – Стратегия развития г. Северска в тесной увязке с перспективами развития Сибирского химического комбината», – рассказал директор департамента по работе с общественными организациями и регионами «Росатома» Игорь Конышев, который представлял Госкорпорацию «Росатом» на конференции. По его словам, «Росатом» намерен в возможно короткие сроки определить четкие ориентиры развития по каждому из атомных ЗАТО. По материалам пресс-службы Госкорпорации «Росатом». Есть такое мнение Авантюристы или дилетанты? «Квартплата-2010: зачем платить больше?» - так называлась рекламная статья в официальном городском вестнике, опубликованная в прошлом номере, которая вызвала ряд вопросов. Прежде всего, представлю мнение управляющей компании «Технодом», которая выбрана собственниками жилых помещений многоквартирных жилых домов для управления этими домами на территории ГО «Город Лесной». (9-7) Информация о товарах и услугах публикуется на правах рекламы. 4 РАДАР ¹ 48 «Прочитали в «Вестнике» № 46 рекламу образовывающейся управляющей компании ООО «УправДом», директор которой не скупится на комментарии к законодательству и обещания создания собственникам жилых помещений «райских» условий. Надо только подписать договор и отдать этой компании свои средства на жилье. Кто это? Авантюристы или дилетанты? Очень похоже на бесплатный сыр в мышеловке. А, может быть, на компанию-однодневку, главная цель которой – обобрать жителей и расплатиться со своими долгами? В соответствии с ЖК РФ (часть 1 статьи 161) управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме. Для того чтобы сегодня качественно управлять жильём, управляющая компания должна соответствовать нескольким критериям. Во-первых, это размер. В управлении должно быть несколько десятков или сотен домов. Сегодня в управлении МУП «Технодом» более 470 многоквартирных домов. Во-вторых, – наличие опыта работы. Чем дольше компания присутствует на рынке, тем выше её надежность. Наше предприятие МУП «Технодом» обра- зовано в результате реформирования системы жилищно-коммунального хозяйства города и работает с 2006 года. В-третьих, это налаженная система общения с местными органами самоуправления. От имени собственников жилых помещений, находящихся в собственности ГО «Город Лесной», с МУП «Технодом» заключены договора на управление муниципальным жильем. В-четвертых, это налаженная система с поставщиками коммунальных ресурсов. На нашем предприятии существуют договорные отношения с поставщиками ресурсов – ФГУП «Комбинат «Электрохимприбор», ОАО «Свердловскэнергосбыт», СП ОАО «Североуральское управление строительства», ГПЗ «Таежный». В-пятых, это наличие технического оснащения и кадров. Муниципальное унитарное предприятие «Техническое обслуживание и домоуправление», которому сегодня от имени собственников помещений многоквартирных домов поручено управление домами на территории ГО «Город Лесной», имеет специалистов, профессионально занимающихся жилищно-коммунальным хозяйством на протяжении от 5 до 20 лет. Предприятие имеет техническую оснащенность, базу технических данных на жилые дома, нормативно-правовую базу. Учредителем МУП «Технодом» является МУ «Комитет по управлению имуществом» ГО «Город Лесной» и подотчетно органам местного самоуправления. А каким критериям соответствует ООО «УправДом»? Какой у него опыт работы? Может, у него налажены связи с поставщиками ресурсов? Кто является учредителем данной компании, какие у них планы? О технических и профессиональных возможностях ООО «УправДом» нам тоже ничего в рекламе не написали. Уважаемые жители г. Лесного! Вам решать: отдавать ли таким организациям свои голоса для проведения над вами экспериментов. АДМИНИСТРАЦИЯ МУП «Технодом». Вызывают вопросы и другие радужные обещания организовывающейся компании. Например: «...по закону только частным управляющим компаниям из средств бюджета государства выделяются деньги на текущий и капитальный ремонт дома, а это значит, вы будете жить не только в красивой квартире, но и в отличном доме и подъезде». Вот, значит, как трактуется закон №185! Создадим частные УК, и государство щедро отстегнет нам несколько миллионов на капремонт дома! А как насчет условий, которые город должен будет выполнить одновременно, чтобы получить какие-то деньги из этого самого государственного бюджета? Например, создание 50% (и более) ТСЖ, которые наши пассивные граждане будут организовывать до Судного дня – об этом писалось уже не раз. Или организация частной сетевой компании, которая невозможна в принципе, потому что Лесной является ЗАТО – и на эту тему наша газета в свое время много говорила. Без этих и других условий городу просто не вступить в 185-й закон, хоть создай десять частных управляющих компаний, альтернативных «Технодому». Об этом почему-то молчит прародительница «УправДома». Насчет отчетов «о выполнении своих обязательств», которые новая компания обещает представлять жителям – так и «Технодом» их представляет ежегодно, например, в СМИ. Ну и понятно, что тарифы, устанавливаемые РЭК, «не могут быть изменены», так какой тогда смысл в альтернативной управляющей компании?.. Что я как потребитель и квартиросъемщик получу оттого, что моим домом станет управлять не «Технодом», а «УправДом»? К тому же есть живой пример, далеко ходить не надо – город-сосед Нижняя Тура. До сих пор непонятно, какая контора за какой фронт работ отвечает – столько их там разных, ссылающихся друг на друг при возникновении жилищно-коммунальных проблем... По большому счету, я не против организации частных УК в городе – в принципе, вопрос конкуренции имеет свои плюсы. Но я – за честные предложения. Спекулировать же на том, что мне капитально отремонтируют мой дом – это, как минимум, нечестно. Жанна РОЖДЕСТВЕНСКАЯ. 26 ноября 2009 г.