Детский сад – это серь¸зно! Чем живёт дошкольное образование Лесного 27 сентября свой профессиональный праздник отмечают воспитатели и все работники дошкольных образовательных учреждений. Он инициирован средствами массовой информации, учеными-педагогами, дошкольными работниками и отмечается повсеместно, хотя пока не имеет государственного статуса. Дата выбрана не случайно: первый детский сад в России был открыт в Санкт-Петербурге именно 27 сентября 1863 года Аделаидой Семеновной Симанович. А вообще идея создания подобного учреждения была озвучена немецким педагогом Фридрихом Фребелем более 200 лет назад. И в канун этого замечательного праздника тех, кому родители ежедневно доверяют самое дорогое – своих детей, – мы беседуем с заместителем начальника Управления образования Лесного по дошкольному образованию Ольгой ЦИМЛЯКОВОЙ. - Если коротко характеризовать задачи, стоящие перед дошкольным образованием, то их две – сохранение сети дошкольных образовательных учреждений и повышение качества дошкольного образования, – рассказывает Ольга Гелиантиновна. – Ни для кого не секрет, что в последние два десятилетия значительно сократилась сеть дошкольных учреждений – их много было закрыто, в том числе и в нашем городе. Но сегодня, благодаря тому, что политика администрации Лесного всегда была направлена не на разрушение, а на сохранение, можно сказать, что сеть дошкольных учреждений у нас не только сохранена, но и успешно развивается. Недавно открыт детский сад «Жемчужина», ровно год назад, в День учителя, мы открыли после капитального ремонта детский сад «Колокольчик» для детей с особыми образовательными потребностями, где созданы просто идеальные условия для развития таких детей. Сегодня в городе 24 дошкольных образовательных учреждения, среди них – для детей с различными заболеваниями. Ведь одной из первостепенных задач дошкольного образования является сбережение здоровья малышей. В Лесном это понимают как нигде: у нас есть детский сад для часто болеющих детей, детский сад для детей с нейродерматозами, детский сад для детей с нарушениями зрения, существуют логопедические группы для детей с нарушениями речи, причем их число увеличивается: две открыли в «Жемчужине», в 20-м детском саду, в 17-м, в 3-м, эти группы очень востребованы теми родителями, которые заботятся о своевременном и полноценном развитии ребенка. Есть сад № 24 для детей с туберкулезной интоксикацией. Существует такое понятие, как охват детей услугами дошкольного образования. По словам Ольги Цимляковой, в нашем городе он составляет 94 процента ребят от одного года до семи лет. Для сравнения: в Екатеринбурге – 56 процентов, в среднем по России – 43 процента. Все маленькие лесничане, которым до июня исполнился один год, имеют возможность посещать дошкольные учреждения. - Еще одно важное направление, и об этом гласит и федеральная «Концепция развития образования до 2020 года», – раннее разви- ДОУ № 24 «Светлячок». тие детей до трех лет, – продолжает Ольга Гелиантиновна. – Об этом в первую очередь сейчас говорят ученые, педагоги, это понимают неравнодушные родители. При разрушении советской системы образования страна, к сожалению, практически утратила такой социальный институт, как ясли. В Лесном же он сохранен. Когда ДОУ города проходили лицензирование, комиссии поражались, что у нас остались ясли, что сохранены условия для самых маленьких горожан. Есть как отдельные учреждения, так и группы раннего возраста в крупных детских садах. Сейчас дошкольные учреждения посещают 2925 детей, из них 836 – дети раннего возраста, то есть 30 процентов. Это много по меркам современной России. И это наше достояние, которое необходимо сохранять и поддерживать. Тем более что в современной социальной ситуации это очень актуально: родителям надо решать много жизненно важных ситуаций и вопросов. И здесь педагоги дошкольного образования призваны в помощь молодым родителям и семье. Что касается качества дошкольного образования, то в этом направлении детские сады работают у нас очень стабильно, о чем свидетельствуют и многие цифры, и мероприятия, проведенные на нашей базе. Одним из знаковых я считаю прошедшее в сентябре прошлого года областное совещание, организованное по инициативе губернатора Росселя. К нам приехали представители правительства Свердловской области, Министерства общего и профессионального образования Свердловской области и руководители муниципальных органов управления образования Свердловской области. Мы рассказали о том, какая система у нас работает, глава городского округа Сергей Викторович Щекалев говорил о политике администрации в этом направлении, о том, что делается городом для сохранения условий в дошкольных учреждениях, гостям показали 30-й, 24-й детские сады. Хотя я всегда поясняю – мы можем показать гостям любой детский сад, везде нам есть чем удивить. В прошлом учебном году 16 учреждений у нас получили лицензию, готовятся оставшиеся восемь, и все пролицензированные ДОУ получали только хорошие отзывы. Но педагоги города не пребывают в эйфории, адекватно относясь к своей работе, анализируя проблемы. Как отметила Ольга Цимлякова, первоочередная забота – вопросы взаимодействия с семьей. - Мы понимаем: институт семьи претерпел изменения, нельзя постарому работать с семьей – родители уже другие. Мы созданы в помощь семье и должны находить общий язык со всеми родителями, ка- ДОУ № 6 «Золотой петушок». кие бы житейские ситуации ни складывались. Очень волнует нас и проблема детской игры. Малыши мало играют дома: многим родителям удобно, чтобы ребенок часами просиживал за компьютером или смотрел мультики. В саду воспитатель тоже стремится их все время организовать, а вот свободной игры, лежащей в основе развития, – к сожалению, недостаточно. А ведь игра – это наше все, это самое главное, на чем потом развивается личность. Если ребенок не доиграл в детстве, это обязательно проявится проблемами во взрослой жизни. Есть определенные трудности в создании условий, но все решаемо. Первый детский сад в городе был построен в 1950 году, позже создан отдел детских дошкольных учреждений при комбинате «Электрохимприбор». У истоков дошкольного воспитания стояли первый руководитель Нина Александровна Автюшенкова, методист Глафира Трофимовна Теткина. В дальнейшем существенное развитие дошкольное образование получило под руководством Веры Ивановны Яшиной. Именно тогда началась информатизация образовательного процесса, освоение новых программ. - Вера Ивановна – человек очень активный, стремящийся всегда к чему-то новому, поэтому благодаря заложенному в то время мы сейчас имеем такие высокие результаты, – утверждает Ольга Гелиантиновна. – В детских садах города трудятся около 1300 работников. Из них 448 педагогов, в их числе – 359 воспитателей. И хорошо, что появился такой день, когда люди, которые несут праздник детям, получают благодарность своих воспитанников и их родителей. Тем более недалеко и Международный день учителя, а ведь дошкольное образование – полноправная первая ступень всей образовательной системы. Много говорится сейчас о самоценности детства, о том, что то, что заложено в это время, обязательно скажется на всей жизни человека. Отрадно, что в Лесном – общая система дошкольного, школьного и дополнительного образования, что мы все вместе скоро будем отмечать 60-летие этой системы. Обращаясь к родителям, моя собеседница сказала: - Хочется, чтобы родители наших детей и сами ребята пришли и поздравили своих воспитателей и нянь, поблагодарили поваров и других сотрудников садов. Они на совесть выполняют свою работу по воспитанию нашего будущего. Думаю, лесничане ценят и такой факт: при том, что содержание ребенка обходится примерно в 8200 рублей в месяц, родители платят лишь 11 процентов от этой суммы, хотя по постановлению правительства мы имеем право установить оплату до 20 процентов. И это тоже политика администрации города, и замечательно, что такая возможность пока есть. Детский сад – это особый мир, и работают там настоящие энтузиасты и особенные люди, – заканчивает разговор Ольга Цимлякова. – Заведующие детскими садами – настоящие труженицы и подвижницы педагогики. Сотрудники ДОУ, общаясь с детьми, в душе являются детьми сами, они очень эмоциональны. И я поздравляю всех-всех сотрудников дошкольных учреждений Лесного с нашим праздником, желаю здоровья, энтузиазма, успехов в нелегком деле воспитания маленьких жителей города и страны. Наталья ФРОЛОВА. Фото из архива Управления образования. Воспитание – то, что зависит от нас «Вот уже несколько лет мы живем в XXI веке. Прогресс, экономика, новые компьютерные системы – все на службе человека. Казалось бы, жизнь должна быть размереннее, увереннее, радостнее. Но в современном обществе наблюдается активный рост агрессивности, экстремизма, конфликтов. Прогресс, достигнутый человечеством в различных областях, не привел к полнейшему взаимопониманию между людьми. Это видно не только на уровне внешней и внутренней политики государств, но и в повседневном межличностном общении. Массовое уничтожение, убийства, потоки беженцев стали реальностью. И это страшно. Особенно сильное воздействие на человеческое сознание оказывают различные формы конфронтации на этнической почве. Толерантность – существенная составляющая свободного общества и стабильного государственного устройства». Так звучали слова Президента России Дмитрия Медведева, обращенные к российским школьникам. Накануне начала учебного года правительство Свердловской области поддержало инициативу президента и объявило проведение открытых уроков толерантности в школах 15 сентября. Открытых – потому что разговор касался не только подростков, педа- 18 РАДАР ¹ 39 На уроке толерантности: директор школы № 64 Т. Потапова, начальник Управления образования С. Рудой. гогов, родителей, но и взаимоотношений в семье, классном коллективе. Открытых – потому что учащиеся выражали свою точку зрения на проблемные вопросы, касающиеся отношений внутри классного коллектива, национальностей, молодежных субкультур и, наконец, вопросов, определяющих тождество нравственных понятий: «милосердие», «гуманизм», «дружба». В школе № 64 уроки толерантности проводились всегда. Так, ежегодно учащиеся с учителями и родителями изучают творчество П.П. Бажова, погружаясь в мир легенд и сказов, познавая топонимику уральских мест, знакомясь с диалектами башкирского, татарского и коми языков. Мероприя- тия, прошедшие в юбилейные дни Н.В. Гоголя, позволили открыть для ребят богатейший колорит украинских песен и фольклора, необыкновенный мир повестей русского писателя. Поэтому уроки толерантности, прошедшие 15 сентября, стали хорошим продолжением целенаправленной комплексной воспитательной работы по формированию функционально грамотной, духовно-нравственной личности ребенка, настоящего гражданина своей Родины, принимающего другие народы и языки, уважительно относящегося к иным культурам и вероисповеданиям. Слова Вольтера: «Я не согласен с тем, что вы говорите, но пожертвую своей жизнью, защищая ваше пра- во высказывать собственное мнение» – стали эпиграфами к урокам. Названия мероприятий: «Не судите и не судимы будете», «Уроки книги Н. Думбадзе «Я вижу солнце»», «Я рисую мир», «Я – Другой», «Какие мы?», «Воспитание толерантности» – отражают тематику Дня толерантности в образовательном учреждении. Удивили ребят не только открытия, которые сделали они о себе и о своих товарищах, а также размышления взрослых гостей, родителей, представителей различных социальных институтов города о милосердии и терпении, доброте и человечности. Тепло отнеслись старшеклассники к рассказу ветерана педагогического труда, много лет проработавшего в стенах школы 64 заместителем директора, З.Л. Машаровой о своем видении толерантной личности. С большим вниманием слушали четвероклассники начальника Управления образования С.И. Рудого, который побывал в этот день в школе. С интересом обсуждал на «круглом столе» совет старшеклассников и активистовдесятиклассников проблемы, касающиеся толерантности и интолерантности, эгоизма и альтруизма, человеколюбия и милосердия. Из высказываний учащихся: «Мне особенно понравилась игра, в которой нужно было выбрать трех людей, с которыми бы ты не поехал в одном купе поезда, и объяснить свой выбор. Равнодушных в классе не было»; «Предрассудки закрепляют определенные нормы взаи- моотношений людей. Толерантным не может быть человек духовно опустошенный…»; «У нас в классе учатся ребята разных национальностей: и татары, и башкиры, и украинцы, и евреи. Но я никогда не задумывался об этом, общаясь с ними. Нас объединяет нечто большее – мы живем в одном городе, говорим на одном языке, наконец, мы граждане одного государства, и это здорово!» Читая отзывы учащихся, убеждаешься, что День толерантности действительно необходим – и не только в школах. Обозначается проблема мирного сосуществования людей разных наций и конфессий, взглядов и убеждений в этом разнообразном, сложном мире. Начинают формироваться гражданские и нравственные ценности. Человек понимает, как важно познавать опыт общения людей другой веры – ведь это делает жизнь ярче и богаче. Обратитесь к себе: умеете ли вы объяснить причины поступков людей, чувствуете ли чужую боль, хотите ли понять другого человека, принимаете ли его со всеми его недостатками? Постарайтесь воспитать в себе толерантность. Воспитание – то, что зависит от нас. Ирина ЗЫРЯНОВА, учитель русского языка и литературы, заместитель директора по учебно-воспитательной работе школы ¹ 64. Фото автора. 24 сентября 2009 г.