Детский сад – это серь¸зно!
Чем живёт дошкольное образование Лесного

27 сентября свой профессиональный праздник отмечают воспитатели и все работники дошкольных образовательных учреждений. Он инициирован средствами массовой информации, учеными-педагогами, дошкольными работниками и отмечается повсеместно, хотя пока не
имеет государственного статуса.
Дата выбрана не случайно: первый детский сад в России был открыт в Санкт-Петербурге именно 27
сентября 1863 года Аделаидой Семеновной Симанович. А вообще
идея создания подобного учреждения была озвучена немецким педагогом Фридрихом Фребелем более
200 лет назад.
И в канун этого замечательного
праздника тех, кому родители ежедневно доверяют самое дорогое –
своих детей, – мы беседуем с заместителем начальника Управления
образования Лесного по дошкольному образованию Ольгой ЦИМЛЯКОВОЙ.
- Если коротко характеризовать задачи, стоящие перед дошкольным
образованием, то их две – сохранение сети дошкольных образовательных учреждений и повышение качества дошкольного образования, –
рассказывает Ольга Гелиантиновна.
– Ни для кого не секрет, что в последние два десятилетия значительно сократилась сеть дошкольных учреждений – их много было закрыто, в
том числе и в нашем городе. Но сегодня, благодаря тому, что политика
администрации Лесного всегда была

направлена не на разрушение, а на
сохранение, можно сказать, что сеть
дошкольных учреждений у нас не
только сохранена, но и успешно развивается. Недавно открыт детский
сад «Жемчужина», ровно год назад,
в День учителя, мы открыли после
капитального ремонта детский сад
«Колокольчик» для детей с особыми образовательными потребностями, где созданы просто идеальные
условия для развития таких детей.
Сегодня в городе 24 дошкольных образовательных учреждения, среди
них – для детей с различными заболеваниями. Ведь одной из первостепенных задач дошкольного образования является сбережение здоровья малышей. В Лесном это понимают как нигде: у нас есть детский сад
для часто болеющих детей, детский
сад для детей с нейродерматозами,
детский сад для детей с нарушениями зрения, существуют логопедические группы для детей с нарушениями речи, причем их число увеличивается: две открыли в «Жемчужине», в
20-м детском саду, в 17-м, в 3-м, эти
группы очень востребованы теми родителями, которые заботятся о своевременном и полноценном развитии
ребенка. Есть сад № 24 для детей с
туберкулезной интоксикацией.
Существует такое понятие, как
охват детей услугами дошкольного образования. По словам Ольги
Цимляковой, в нашем городе он составляет 94 процента ребят от одного года до семи лет. Для сравнения:
в Екатеринбурге – 56 процентов, в
среднем по России – 43 процента.
Все маленькие лесничане, которым
до июня исполнился один год, имеют возможность посещать дошкольные учреждения.
- Еще одно важное направление, и об этом гласит и федеральная «Концепция развития образования до 2020 года», – раннее разви-

ДОУ № 24 «Светлячок».

тие детей до трех лет, – продолжает Ольга Гелиантиновна. – Об этом в
первую очередь сейчас говорят ученые, педагоги, это понимают неравнодушные родители. При разрушении советской системы образования страна, к сожалению, практически утратила такой социальный институт, как ясли. В Лесном же он сохранен. Когда ДОУ города проходили лицензирование, комиссии поражались, что у нас остались ясли, что
сохранены условия для самых маленьких горожан. Есть как отдельные учреждения, так и группы раннего возраста в крупных детских садах. Сейчас дошкольные учреждения посещают 2925 детей, из них
836 – дети раннего возраста, то есть
30 процентов. Это много по меркам
современной России. И это наше
достояние, которое необходимо сохранять и поддерживать. Тем более
что в современной социальной ситуации это очень актуально: родителям надо решать много жизненно важных ситуаций и вопросов. И
здесь педагоги дошкольного образования призваны в помощь молодым
родителям и семье.
Что касается качества дошкольного образования, то в этом направлении детские сады работают у нас
очень стабильно, о чем свидетельствуют и многие цифры, и мероприятия, проведенные на нашей базе.
Одним из знаковых я считаю прошедшее в сентябре прошлого года
областное совещание, организованное по инициативе губернатора Росселя. К нам приехали представители правительства Свердловской области, Министерства общего и профессионального образования Свердловской области и руководители муниципальных органов
управления образования Свердловской области. Мы рассказали о том,
какая система у нас работает, глава городского округа Сергей Викторович Щекалев говорил о политике администрации в этом направлении, о том, что делается городом
для сохранения условий в дошкольных учреждениях, гостям показали
30-й, 24-й детские сады. Хотя я всегда поясняю – мы можем показать гостям любой детский сад, везде нам
есть чем удивить. В прошлом учебном году 16 учреждений у нас получили лицензию, готовятся оставшиеся восемь, и все пролицензированные ДОУ получали только хорошие
отзывы.
Но педагоги города не пребывают в эйфории, адекватно относясь
к своей работе, анализируя проблемы. Как отметила Ольга Цимлякова,
первоочередная забота – вопросы
взаимодействия с семьей.
- Мы понимаем: институт семьи
претерпел изменения, нельзя постарому работать с семьей – родители уже другие. Мы созданы в помощь семье и должны находить общий язык со всеми родителями, ка-

ДОУ № 6 «Золотой петушок».
кие бы житейские ситуации ни складывались. Очень волнует нас и проблема детской игры. Малыши мало
играют дома: многим родителям
удобно, чтобы ребенок часами просиживал за компьютером или смотрел мультики. В саду воспитатель
тоже стремится их все время организовать, а вот свободной игры, лежащей в основе развития, – к сожалению, недостаточно. А ведь игра –
это наше все, это самое главное, на
чем потом развивается личность.
Если ребенок не доиграл в детстве,
это обязательно проявится проблемами во взрослой жизни. Есть определенные трудности в создании
условий, но все решаемо.
Первый детский сад в городе был
построен в 1950 году, позже создан
отдел детских дошкольных учреждений при комбинате «Электрохимприбор». У истоков дошкольного воспитания стояли первый руководитель
Нина Александровна Автюшенкова, методист Глафира Трофимовна Теткина. В дальнейшем существенное развитие дошкольное образование получило под руководством Веры Ивановны Яшиной.
Именно тогда началась информатизация образовательного процесса,
освоение новых программ.
- Вера Ивановна – человек очень
активный, стремящийся всегда к
чему-то новому, поэтому благодаря
заложенному в то время мы сейчас
имеем такие высокие результаты, –
утверждает Ольга Гелиантиновна.
– В детских садах города трудятся
около 1300 работников. Из них 448
педагогов, в их числе – 359 воспитателей. И хорошо, что появился такой день, когда люди, которые несут праздник детям, получают благодарность своих воспитанников и
их родителей. Тем более недалеко и Международный день учителя,
а ведь дошкольное образование –

полноправная первая ступень всей
образовательной системы. Много
говорится сейчас о самоценности
детства, о том, что то, что заложено в это время, обязательно скажется на всей жизни человека. Отрадно, что в Лесном – общая система
дошкольного, школьного и дополнительного образования, что мы все
вместе скоро будем отмечать 60-летие этой системы.
Обращаясь к родителям, моя собеседница сказала:
- Хочется, чтобы родители наших
детей и сами ребята пришли и поздравили своих воспитателей и нянь,
поблагодарили поваров и других сотрудников садов. Они на совесть выполняют свою работу по воспитанию
нашего будущего. Думаю, лесничане ценят и такой факт: при том, что
содержание ребенка обходится примерно в 8200 рублей в месяц, родители платят лишь 11 процентов от
этой суммы, хотя по постановлению
правительства мы имеем право установить оплату до 20 процентов. И это
тоже политика администрации города, и замечательно, что такая возможность пока есть.
Детский сад – это особый мир, и
работают там настоящие энтузиасты и особенные люди, – заканчивает разговор Ольга Цимлякова. – Заведующие детскими садами – настоящие труженицы и подвижницы педагогики. Сотрудники ДОУ, общаясь
с детьми, в душе являются детьми
сами, они очень эмоциональны. И
я поздравляю всех-всех сотрудников дошкольных учреждений Лесного с нашим праздником, желаю здоровья, энтузиазма, успехов в нелегком деле воспитания маленьких жителей города и страны.
Наталья ФРОЛОВА.
Фото из архива
Управления образования.

Воспитание – то, что зависит от нас

«Вот уже несколько лет мы живем в XXI веке. Прогресс, экономика, новые компьютерные системы – все на службе человека. Казалось бы, жизнь должна быть размереннее, увереннее, радостнее. Но в современном обществе наблюдается активный рост агрессивности,
экстремизма, конфликтов. Прогресс, достигнутый человечеством в различных областях, не
привел к полнейшему взаимопониманию между людьми. Это
видно не только на уровне внешней и внутренней политики государств, но и в повседневном
межличностном общении. Массовое уничтожение, убийства,
потоки беженцев стали реальностью. И это страшно. Особенно
сильное воздействие на человеческое сознание оказывают различные формы конфронтации
на этнической почве. Толерантность – существенная составляющая свободного общества и
стабильного государственного
устройства».
Так звучали слова Президента
России Дмитрия Медведева, обращенные к российским школьникам.
Накануне начала учебного года правительство Свердловской области
поддержало инициативу президента и объявило проведение открытых
уроков толерантности в школах 15
сентября.
Открытых – потому что разговор
касался не только подростков, педа-

18

РАДАР

¹ 39

На уроке толерантности:
директор школы № 64 Т. Потапова,
начальник Управления образования С. Рудой.
гогов, родителей, но и взаимоотношений в семье, классном коллективе. Открытых – потому что учащиеся
выражали свою точку зрения на проблемные вопросы, касающиеся отношений внутри классного коллектива, национальностей, молодежных субкультур и, наконец, вопросов, определяющих тождество нравственных понятий: «милосердие»,
«гуманизм», «дружба».
В школе № 64 уроки толерантности проводились всегда. Так, ежегодно учащиеся с учителями и родителями изучают творчество П.П. Бажова, погружаясь в мир легенд и сказов,
познавая топонимику уральских мест,
знакомясь с диалектами башкирского,
татарского и коми языков. Мероприя-

тия, прошедшие в юбилейные дни
Н.В. Гоголя, позволили открыть для
ребят богатейший колорит украинских
песен и фольклора, необыкновенный
мир повестей русского писателя. Поэтому уроки толерантности, прошедшие 15 сентября, стали хорошим продолжением целенаправленной комплексной воспитательной работы по
формированию функционально грамотной, духовно-нравственной личности ребенка, настоящего гражданина своей Родины, принимающего другие народы и языки, уважительно относящегося к иным культурам и вероисповеданиям.
Слова Вольтера: «Я не согласен с
тем, что вы говорите, но пожертвую
своей жизнью, защищая ваше пра-

во высказывать собственное мнение» – стали эпиграфами к урокам.
Названия мероприятий: «Не судите и не судимы будете», «Уроки книги Н. Думбадзе «Я вижу солнце»»,
«Я рисую мир», «Я – Другой», «Какие
мы?», «Воспитание толерантности» –
отражают тематику Дня толерантности в образовательном учреждении. Удивили ребят не только открытия, которые сделали они о себе и о
своих товарищах, а также размышления взрослых гостей, родителей,
представителей различных социальных институтов города о милосердии
и терпении, доброте и человечности.
Тепло отнеслись старшеклассники
к рассказу ветерана педагогического труда, много лет проработавшего в стенах школы 64 заместителем
директора, З.Л. Машаровой о своем видении толерантной личности. С
большим вниманием слушали четвероклассники начальника Управления
образования С.И. Рудого, который побывал в этот день в школе. С интересом обсуждал на «круглом столе» совет старшеклассников и активистовдесятиклассников проблемы, касающиеся толерантности и интолерантности, эгоизма и альтруизма, человеколюбия и милосердия.
Из высказываний учащихся: «Мне
особенно понравилась игра, в которой нужно было выбрать трех людей, с которыми бы ты не поехал
в одном купе поезда, и объяснить
свой выбор. Равнодушных в классе не было»; «Предрассудки закрепляют определенные нормы взаи-

моотношений людей. Толерантным
не может быть человек духовно опустошенный…»; «У нас в классе учатся ребята разных национальностей:
и татары, и башкиры, и украинцы, и
евреи. Но я никогда не задумывался
об этом, общаясь с ними. Нас объединяет нечто большее – мы живем
в одном городе, говорим на одном
языке, наконец, мы граждане одного
государства, и это здорово!»
Читая отзывы учащихся, убеждаешься, что День толерантности действительно необходим – и не только в школах. Обозначается проблема мирного сосуществования людей
разных наций и конфессий, взглядов и убеждений в этом разнообразном, сложном мире. Начинают формироваться гражданские и нравственные ценности. Человек понимает, как важно познавать опыт общения людей другой веры – ведь это
делает жизнь ярче и богаче.
Обратитесь к себе: умеете ли вы
объяснить причины поступков людей, чувствуете ли чужую боль, хотите ли понять другого человека,
принимаете ли его со всеми его недостатками? Постарайтесь воспитать в себе толерантность.
Воспитание – то, что зависит от
нас.
Ирина ЗЫРЯНОВА, учитель
русского языка и литературы,
заместитель директора
по учебно-воспитательной
работе школы ¹ 64.
Фото автора.
24 сентября 2009 г.