2-05-44 4-02-54 Тел.35-0-35 (4-4) (4-4) Сахар Мука Крупы Окорочка Низкие цены (4-3) (4-3) 4-51-36 МУКА С а х а доставка – бесплатно р доставка – бесплатно С а 10, х 25, а 50 МУКА р (4-3) 3-43-22 10, 25, 50 (4-3) С МУКА 10, – а доставка бесплатно 25, х 50 а р 8-9068050650 С доставка – бесплатно а 10, х 25, а 50 р МУКА 3-08-13 Доставка в квартиру – бесплатно бесплатная доставка (4-4) САХАР, МУКА, КРУПЫ, ОКОРОЧКА (2-2) (4-4) 4-28-01 Информация о товарах и услугах публикуется на правах рекламы. 4 РАДАР ¹ 38 Профессионализм учителя – величина постоянная В нынешнем году система образования Лесного отмечает юбилей – 60 лет. В рамках этой даты наша газета уже начала рассказывать о жизни образовательных учреждений Лесного. Сегодняшняя встреча – с педагогами школы № 75. Они обе – учителя математики. Людмила Дмитриевна Бескоровайных преподает в школе № 75 с 1971 года – 38 лет у одной школьной доски (а теперь еще и у другой – интерактивной!). Отличник народного образования, награждена грамотами Министерства образования Российской Федерации, в 1996 году ей присвоено звание лауреата премии Фонда Сороса. Нынешний год для нее – юбилейный вдвойне: кроме 60-летия родного образования в июле она отметила и собственный юбилей. Екатерина Александровна Бессонова в системе образования Лесного с 1988 года, с 1993 года работает в школе № 75, уже 16 лет. Победитель конкурса «Лучший учитель» в рамках приоритетного национального проекта «Образование» – обладатель президентского гранта 2009 года. Как и подобает математикам, систему координат разговора они задали сразу: - Я 38 лет в школе, – говорит Людмила Дмитриевна, – и все 38 лет в системе образования идет реформа… - Но, – добавляет Екатерина Александровна, – реформирование – это развитие, в результате которого наша система образования становится только сильнее. - Именно с этого я и собиралась начать интервью: образование – это та сфера, которая как никакая другая претерпевает постоянные изменения. Расскажите, как изменился сегодняшний педагог? К нему предъявляют более серьезные требования, чем раньше? Людмила Дмитриевна: – Требования к педагогу не столько повысились, сколько вышли на новый уровень. Появилось много информационных источников, о которых педагог, конечно, должен знать. С этой точки зрения работа стала сложнее: нужно уметь пользоваться современными технологиями, дружить с техникой. Когда я начинала работать, 38 лет назад, был минимум наглядного материала, приходилось многое мастерить и рисовать самой. Сегодня можно пользоваться компьютерной графикой – спасибо прогрессу, компьютеры есть в каждом классе, но, конечно, нужно тщательно готовиться, чтобы показать ученикам компьютерный фрагмент урока. Все это мотивирует учителя идти в ногу со временем, осваивать новые пространства. Екатерина Александровна: – Сейчас и социальный заказ общества иной, нежели в прежние времена: сегодняшний выпускник, чтобы быть успешным, должен обладать набором ключевых компетентностей в различных сферах жизни – в интеллектуальной, информационной, коммуникативной, гражданскоправовой; должен быть образованным, нравственным, предприимчивым. Помочь ему стать именно таким человеком способен педагог, осуществляющий компетентностный подход в образовании. Это далеко непросто. И учителю приходится постоянно работать над собой, самосовершенствоваться. - Насколько изменились сегодняшние дети? Людмила Дмитриевна: – Дети вообще очень динамичные. Сказать, что ученики тех поколений были лучше или хуже нынешнего – неправильно. Они просто разные. У них разный потенциал, разные возможности. У тех детей была единственная возможность постижения знаний – учебник, тетрадь, библиотека и учитель. У современных детей у каждого есть компьютер, Интернет – масса возможностей получить любую информацию, интеллектуально развиваться. Сегодняшние ученики более информированы, но и цели обучения у них другие. Так, дети поколения 70-х годов считали, что получить образование – это заявить о себе в обществе, стать уважаемым специалистом. Цель нынешних учащихся – получить хорошую работу и непре- менно хороший заработок… Не скажу, ную и моральную поддержку Людмичто это плохо, но в этом – разница. ла Дмитриевна Бескоровайных, Люд- Раз уж мы начали разговор с ремила Яковлевна Конышева, работавформ, не могу не спросить: сегодня пешие тогда завучами, и директор Владидагоги страны требуют от президента мир Алексеевич Дряхленков. Я им блапересмотра образовательной политигодарна. В нашей школе работают сильки, активно подписываются под Резонейшие стажисты: Людмила Ивановна люцией, принятой на Всероссийском Березина, Светлана Михайловна Верпедагогическом Форуме 28 июля в шинина, Ася Павловна Гужавина, Вера Санкт-Петербурге, протестуют против Ивановна Дементьева, Татьяна Васивведения ЕГЭ, новой системы оплаты льевна Дряхленкова, Валентина Митруда. Насколько вы разделяете мнехайловна Журавлева, Галина Германие российских коллег? новна Игушкина, Галина Тарасовна Людмила Дмитриевна: – Мое отноШерстнева… Их высокий профессионашение к ЕГЭ – неоднозначно, хотя на селизм – пример для молодых учителей. годня это – свершившийся факт. С одной - Чтобы привести учащихся и педастороны, Единый государственный экзагогов к достойным результатам, как к мен дает равные возможности учащимобщему знаменателю, должна быть ся при поступлении в вузы – это очевидсильной и администрация… но. С другой стороны, Людмила Дмитрипредлагая тестовую евна: – В нашей школе систему, мы «формавсегда была сильная адтируем» выпускников министрация. Владимир на сиюминутное решеАлексеевич Дряхленние проблемы, не ориков проработал директоентируем их на вдумром 33 года, он пришел чивое отношение к в школу-новостройку и науке, знаниям. Тест болел душой за нее, за ограничивает эти возпедагогов все эти годы. можности. ЭкзаменаСегодня Татьяна Анатоционная работа, котольевна Мелехина прорую учащиеся писали фессионально и уверенраньше, давала возно ведет педагогический можность увидеть, наколлектив к новым творсколько грамотен выческим свершениям. Попускник, насколько мочь учителю, поддерумеет логически расжать, защитить – бессуждать, в письменценные качества, и у наной работе можно Л.Д. Бескоровайных. шей администрации они было увидеть, как он в приоритете. мыслил. А в тесте ребенок даже не име- В математике есть разные величиет права на ошибку. ны – постоянные, переменные... СкаЕкатерина Александровна: – Я скожите: что такое постоянная величина рее за эту форму итоговой аттестации, в системе образования Лесного? Что чем против. Что касается содержания, является переменной величиной? И на мой взгляд, ЕГЭ позволяет проверить куда, по-вашему, направлен вектор уровень математической подготовки учасистемы образования Лесного? щихся. Мой опыт работы в областной коЛюдмила Дмитриевна: – Постоянная миссии по проверке ЕГЭ части С позвовеличина, я считаю, это кадровый проляет утверждать, что есть много интересфессионализм. Плюс ежедневная кроных заданий, решая которые выпускник потливая подготовка к урокам, проверка может раскрыть глубину своих знаний и тетрадей, индивидуальная работа с учелогику мышления. Другое дело, что у нас никами – это ведь основная нагрузка учинет сложившихся методик подготовки к теля! Проведите хотя бы день в школе, и ЕГЭ, но это пока. Над этим вопросом мы вы увидите, насколько велики затраты – серьезно работаем в нашем городском эмоциональные, душевные, творческие. метобъединении учителей математики. Переменная величина – это готовность И результаты ЕГЭ по математике в этом педагогов к самосовершенствованию, но году обнадеживают: экзамен выдержали к самосовершенствованию – постоянновсе выпускники нашего города, и в целом му. А вектор направлен к хорошей обрапо России результаты лесничан выглядят зованности наших учеников. достойно. Что касается новой системы Екатерина Александровна: – Постооплаты труда учителя – выводы делать янная величина – это, помимо профессиорано. С одной стороны введена стимулинализма, любовь к детям, принятие их тарующая часть – заслуженное поощрение кими, какие они есть. Вторая постоянная педагогов, а с другой – в новой системе величина – она же и переменная – это реоплаты не учитывается ни образование, бенок, ученик, со своими взглядами и пони стаж работы педагогов. Но таков протребностями, настроениями и способноцесс модернизации: от чего-то отказывастями. Эта величина существует всегда, ются, что-то привносят новое. В любом она постоянна. Но при этом настолько песлучае, все выверится временем. ременчива!.. - Система образования Лесного – - Какое явление в системе образосильная система? вания должно, говоря математичеЛюдмила Дмитриевна: – Безусловским языком, стремиться к нулю? но! Прежде всего, она традиционна. НеЛюдмила Дмитриевна: – Может быть, смотря на все перемены, наша система не только в системе образования, а в обобразования старается сохранить осноществе в целом: негативное отношение к ву. Она сильна людьми – учителями! Хочу человеку должно стремиться к нулю. Госуназвать тех опытных педагогов, с котодарство и общество должны уважать люрыми я начала работать, когда пришла дей, предоставлять возможность не тольв нашу школу. Это такие грамотнейшие ко проявлять себя, но и получать за это специалисты, как Сергей Иванович Фозаслуженную оценку. Сегодня так происмин, Владимир Алексеевич Дряхленходит далеко не всегда. Молодым легков, многие годы проработавший дирекче заявлять о себе, они более раскрепотором школы, Геннадий Александрович щены. Людям старшего возраста это сдеСавин, Нина Николаевна Юрова, Ирилать сложнее – нас так воспитывали: нужна Марковна Бажина, Клавдия Георгино быть скромными. И перешагнуть через евна Назарова, Валентина Августовна себя многим бывает трудно, а сейчас неТуркеева. У них учились, на них равняобходимо уметь себя позиционировать. лись, по ним сверяли свою учительскую Екатерина Александровна: – Знажизнь мы, молодые педагоги. В нашей ете, в математике есть еще одно поняшколе с первых же дней сложились очень тие – стремление к бесконечности. Я бы теплые, дружеские отношения между захотела, чтобы к бесконечности стремилслуженными учителями и молодыми и тася престиж профессии педагога в нашем кими сохранились до сих пор. Всегда – и в государстве. И чтобы наша профессия радости, и в печали – наш коллектив пристала приоритетной: действительно походит на помощь. Это очень ценно. четной и хорошо оплачиваемой. И тогда Екатерина Александровна: – Когв школе будет больше молодых учитеда я пришла в 1993 году в школу №75, лей, в том числе и мужчин. мне оказали большую профессиональ- Вот так плавно вы подвели разговор к финалу – к поздравлениям. Людмила Дмитриевна: – В юбилейный год системы образования, а также и во все последующие, я хотела бы пожелать всем коллегам быть здоровыми – как можно дольше, быть счастливыми – как можно чаще. Чтобы все педагоги ощущали уважение со стороны родителей, детей и коллег. Научиться умению грамотно о себе заявлять и относиться к себе с любовью. Екатерина Александровна: – Я хочу пожелать своим коллегам молодости сердца и молодости ума. И, конечно же, здоровья: ведь у кого есть здоровье – есть и надежда, а у кого есть надежда – есть все. Жанна РОЖДЕСТВЕНСКАЯ. Е.А. Бессонова с учениками. Фото Ивана МЫШКИНА. 17 сентября 2009 г.