8 сентября – Международный день грамотности Образование и воспитание в действии Сегодня школы ориентированы на воспитание функционально грамотного человека Международный день грамотности, объявленный ЮНЕСКО в 1966 году, изначально был призван активизировать усилия мирового сообщества по распространению грамотности. В 2000 году ЮНЕСКО провела исследование в различных странах мира и выявила, что 836 тысяч человек – абсолютно безграмотны: не читают, пишут с ошибками или даже вовсе не знают букв. Именно с этого момента начались серьезные опасения по поводу дальнейшего культурного развития человечества... В преддверии Дня грамотности, а также начала нового учебного года мы встретились с педагогом, чья профессиональная деятельность напрямую связана с развитием Личности. Мой собеседник – Ирина Вячеславовна ЗЫРЯНОВА, учитель русского языка и литературы школы № 64, заместитель директора по учебно-воспитательной работе, обладатель гранта в рамках приоритетного национального проекта «Образование» в 2009 году. - Ирина Вячеславовна, грамотный человек сегодня, в современном мире, это какой человек? - Если обратиться к истокам, то, например, у Даля: грамотный – это читающий и пишущий человек. Однако если говорить о грамотности только как об орфографической подкованности, то здесь уместно говорить о речевой, орфографической зоркости. Безусловно, понятие «грамотность» сегодня гораздо объемнее, чем умение ребенка просто правильно расставлять запятые и писать без ошибок. Сегодня в образовании во главе угла – понятие функциональной грамотности. Функциональная грамотность – это огромный спектр знаний и умений человека в разных сферах жизни, которые он может применить, оказавшись в любой ситуации (в чужом городе, в транспорте, захваченный в заложники и т.д.). Мы сегодня только выходим на обучение функционально грамотного человека. В 2005 году было проведено исследование среди российских школьников, и с заданиями по конкретным базовым предметам школьники справились лучше, чем с заданиями на функциональную грамотность – на решение проблем, на применение конкретных знаний из физики, биологии… Поэтому сегодня так актуально совершенствование системы образования в целом, переход на компетенции в оценке достижений школьников. Но это – отдельный разговор. - А понятие врожденной грамотности еще существует? Или, как принято считать, сегодня люди поголовно говорят и пишут крайне безграмотно? - Врожденная грамотность – явление уникальное. Его изучают психологи и даже генетики. В 1998 году английские ученые открыли ген врожденной грамотности, он есть у каждого человека. Другое дело, что у когото этот ген является доминантным, а у когото находится в зачаточном состоянии. Говоря о врожденной грамотности, приведу пример. Представьте, мы прилетаем на другую планету. На ней, как и на Земле, есть дома и деревья, только дома совершенно другой формы, а деревья растут корнями вверх. Однако мы, даже видя это впервые, все равно понимаем: это – дом, а это – дерево, мы точно идентифицируем предметы. Также и человек, обладающий врожденной грамотностью, точно идентифицирует структуру языка, написание букв, постановку запятых и т.д. От- ка». Отмечу, что ребята любят писать, правда, не на заданную тему, не стандартные тексты, а выдумывать, творить, рассуждать, выкладывать свои мысли, как мозаику, на листе бумаги. Какие-то зарисовки, наблюдения… Кто-то после прочтения романа А.С. Пушкина «Евгений Онегин» написал сочинение в стихах, подражая русскому поэту. - Наверняка эти дети – читающие? - Не скажу, что много, но – читают. Потому что есть семьи, где чтение художественной литературы – приоритет. Знаете, некоторые родители сокрушаются: почему мой ребенок не читает? Называют разные причины: и Интернет, и компьютер… Ничего подобного, причина одна: ребенок дома никогда не видит родителей с книгой. Там, где чтение не культивируется среди взрослых, результатов не будет и у детей. Не правы и те родители, которые предлагают ребенку легкое чтиво, наивно полагая: он же все равно читает! Но ведь вопрос в том, ЧТО он читает? Вообще, есть смысл читать ВМЕСТЕ с ребенком, особенно сложные тексты, например, Тургенева: этот автор достаточно непросто воспринимается сегодняшними школьниками – даже читающими. Помощь мамы и папы в таких случаях бывает просто неоценима. - Устная речь подрастающего поколения вызывает большую тревогу. Сегодняшние дети хоть сколько-нибудь умеют общаться литературным языком? - К сожалению, уже нет, как и многие взрослые, кстати. Приведу такие факты. Еще в 2005 году Россия считалась одной из самых читающих стран в мире. Последние же исследования сообщают: самая читающая страна – Индия. Хотя в 2000 году 2/3 населения Индии, а также Китая не читало совсем. Россия сейчас на 7 месте, Финляндия – на 10, Америка – на 25-м. В США время на чтение составляет 2,5 часа в неделю, в России – 7,1, а в Индии и Китае – 11,2 часа. Посмотрите, насколько эти страны сейчас развиты, и насколько в этом отстаем мы… В 2005 году в России фонд «Общественное мнение» провел исследование, одним из вопросов был такой: какие книги читают россияне? Оказалось, 5% опрошенных вообще не прочли ни одной книги в течение года; 53% литературу читают, но не делятся впечатлением о прочитанном. И только 8% читают классику. Эти цифры говорят за себя. И мы все, так или иначе, в этой среде находимся. Не могу сказать, что дети сегодня совсем не говорят на литературном языке. Они говорят, но это является следствием той идентификации, о которой мы рассуждали выше: не на уровне автоматизма, а потому что – надо. Читать необходимо классическую литературу, она является эталоном языка, стимулирует мысли. И, что И.В. Зырянова. немаловажно, воспитывает личность. Взять Булгакова, «Белую гвардию» – особенно актуальное сегодня произведение, ЕГЭ – это стандарт. Поэтому я – за альтернатикогда мы говорим о войнах, о нетерпимости, о ву: за традиционное сочинение, за творческую чести, настоящей любви к Родине. Не надо ниработу, за эссе – форм может быть множество. каких призывов и лозунгов – просто читайте, Это касается не только русского языка и литеособенно дома, всей семьей… ратуры – математики тоже. Сегодня ведь, по- Знаете, на днях состоялась церемовторюсь, не проверяются знания только по русния вручения нашему городу новых герскому языку или математике, а диагностируетба и флага. Стоя в зале, под звуки Гимна ся – функциональность ребенка. России, я жалела только об одном: поче- В Вашем классе есть дети, которые люму здесь нет детей? Это настолько сильбят писать сочинения? ный воспитательный посыл, такой мощ- И не только сочинения – любят писать воный заряд патриотизма!.. Действительно, обще. У меня как раз такой класс – они вели в не надо никаких назиданий, никаких бевашей газете рубрику «Служба русского язы- чего это идет? От чтения. Недавние поколения были читающими, и многие, даже не зная правил, писали грамотно. Ведь когда человек читает, он не только воспринимает содержание текста – идет идентификация структуры слов, конструкций предложения, на подсознательном уровне кодируется грамотно выстроенная речь. Эта аксиома на все времена: чем больше ребенок читает, тем более он грамотен. И не только с точки зрения орфографии – он грамотен по своей природе. Еще Аристотель говорил: грамотный человек – это тот, кто готов разумно мыслить и рассуждать. - Как, в таком случае, с умением «разумно мыслить и рассуждать» сочетается введение в практику ЕГЭ, основанного на системе тестов? - ЕГЭ – это отражение нашего времени, его введение – своевременно и оправданно. Попытаюсь объяснить, почему. Я выпустила в этом году два 11-х класса. Классы разные, но это уже поколение не читающих или мало читающих детей. А что значит не читающие дети? Не умеющие размышлять, осознавать, воспринимать. И хотя дети сегодня информационно очень насыщены, пишут они безграмотно. Поэтому для них прежняя форма экзамена – написание сочинения – была бы более сложной, нежели тестирование, предлагаемое ЕГЭ. ЕГЭ для детей сегодняшних – это оптимальный вариант аттестации. Не потому что ЕГЭ хуже или дети хуже, а потому что ЕГЭ требует конкретных стандартных знаний. И они есть у наших учеников. Что ни говори, наше образование, особенно в глубинке, остается фундаментальным. И это здорово! - Но наверняка есть ситуации противоположные, когда ребенок лучше написал бы сочинение, чем ответил на тесты формата ЕГЭ? - Безусловно. Система тестов сегодня хорошо подошла большинству детей, но в будущем, я думаю, должны быть альтернативные формы сдачи экзаменов. ЕГЭ – не для всех детей. В любом классе есть дети творческие, своеобразные, нестандартно мыслящие! Их в рамки ЕГЭ не поставишь. И нельзя этого делать. А Строки благодарности Поездка доставила нам радость! С уходом на заслуженный отдых многие пенсионеры оказались оторванными от своих трудовых коллективов, от коллег по работе. Стараясь как-то себя поддерживать, целиком отдаются благородному делу воспитания внуков, по силам трудятся в садах и огородах... Но не хлебом единым жив человек, пенсионеры проявляют живой интерес к развитию города, комбината, активно участвуют в общественных мероприятиях, не стоят в стороне от возникающих проблем. И немалую роль в их объединении и поддержании активной жизненной позиции играет совет ветеранов комбината «Электрохимприбор», возглавляемый В.Н. Кетовым – человеком энергичным, неравнодушным. Каждый пенсионер, а их с каждым годом добавляется, в совете на учете. И порой не материальная помощь, а общение друг с другом более важно и весомо. Мы стали ощущать к себе внимание, нас не забывают пригла- 4 РАДАР ¹ 36 сить на торжественные заседания, встречи с интересными людьми, на концерты по льготным ценам. Огромное удовольствие доставляют поездки по родным уральским местам с их прекрасными достопримечательностями, городам и музеям. Самостоятельно в такую поездку мало кто из нас может поехать: путешествия эти достаточно дорогие и многим просто не по карману. Потому огромная благодарность комбинату, совету ветеранов за организацию поездок в Нижний Тагил и его многочисленные музеи, в Невьянск, музеи дома Демидовых, селенье Таволги с его уникальными гончарными мастерскими, в Верхотурье – в храмы и соборы. И вот новая поездка – в Алапаевск, музей П.И. Чайковского, в один из трех музеев страны, активно посещаемых не только россиянами, но и многочисленными иностранными гостями, с его коллекцией музыкальных инструментов нашей родины и мира, бережно собираемых и сохраняемых. Истинное удовольствие получили все присутствующие от музыкального сопровождения на старинных инструментах в ходе экскурсии по залам. В поездку входило также посещение сел Верхняя и Нижняя Синячиха. Для меня, как и для многих посетителей, раньше это были простые названия уральских сел. Но какую красоту мы увидели! На открытом месте, на высоком берегу реки энтузиастами собраны экспонаты уральского деревянного зодчества: ветряные мельницы и ворота колодцев, пожарные колокольни и крестьянские избы... Не оценить то удовольствие, ту радость общения с прекрасным, которые доставила нам эта поездка! Огромная благодарность совету ветеранов комбината «Электрохимприбор», городскому музею, предоставившему экскурсовода, руководству комбината за материальное обеспечение поездки. Н.Б. ФАКОВА, ветеран комбината «Электрохимприбор». сед: великую гордость за город, за малую родину, за большую страну дети ощутили бы сполна. - Согласна: такие моменты воспитывают ребенка лучше любых лекций и акций. - К слову об акциях. Восьмого сентября Ваши ребята выйдут на улицы Лесного и будут говорить горожанам о грамотности… - Конечно, День грамотности не ограничивается только восьмым сентября – в этот день просто ставится акцент на проблему, дается возможность задуматься о ситуации. И акции в этом смысле очень полезны. Но главное – чтобы дети участвовали в них осознанно. Это хорошая база для развития ребенка, потому что ему предлагается реальная ситуация, где ребенок учится быть функционально грамотным, проявляет себя в действии, показывает свои знания. Это прекрасная социальная практика, коммуникативный опыт. Это образование и воспитание в действии, в полезных поступках, в труде. Вообще, я считаю, в основе воспитания должны лежать труд и чтение. - Ирина Вячеславовна, как Вашим детям работается в «Службе русского языка»? По-моему, Ваш принцип «труд и чтение» как раз характерен для этой работы. - Ведение рубрики «Служба русского языка» в вашей газете оказалось по-настоящему полезным для детей: мы обязательно продолжим сотрудничество. Пятиклассники нынче очень активные. Когда они узнали о том, что учащиеся десятых классов ведут в газете собственную рубрику, они загорелись желанием и попросили подключить их к работе. С каким энтузиазмом они работали, штудировали словари, писали тексты! Кроме того, это прекрасная мотивация, чтобы обратиться к книге, к первоисточнику. Рубрику только продолжать и продолжать, вопросы – неисчерпаемы. Кстати, многие из них встречаются в олимпиадах, конкурсах, потому что в последнее время встречаются задания – не на знания правил, а именно на историю языка, на толкование крылатых фраз или современных выражений. - Таким образом, говорить сегодня о грамотности только в отрицательном контексте – неправильно? - Абсолютно. Да, есть проблемы, но говорить о том, что наши дети сегодня безграмотны – это значит перечеркнуть и труд учителей – сильных, замечательных педагогов, и вклад в развитие ребенка многих семей – интеллигентных, образованных, грамотных, которых у нас в городе немало. Сегодня в педагогическом сообществе дискутируют: каков конечный результат образования? А ответ прост и прозрачен: это Личность ребенка. Личность, которая функционально грамотна, духовно богата, толерантна по отношению к семье, одноклассникам, окружающим, другим нациям. Поэтому пожелаю родителям: воспитывая такую Личность, читайте вместе с ней художественную литературу, размышляйте вслух о прочитанном, творите, сочиняйте, штудируйте словари, принимайте участие в акциях – трудитесь над развитием вместе. Жанна РОЖДЕСТВЕНСКАЯ. Фото из архива И.В. ЗЫРЯНОВОЙ. Интересная идея Создадим сводный семейный оркестр Людям по-настоящему талантливым хочется не просто развивать свои таланты для себя – хочется делиться этими талантами с другими. Хочется общения с людьми, близкими по духу, интересам, увлечениям. И уже рождаются какие-то смелые замыслы, проекты, планы... Такие увлеченные натуры никогда не ноют, что им скучно, некуда пойти. Они не ждут, когда кто-то будет их развлекать. Они великолепно реализуют свой досуг, сочиняя стихи, песни, танцуя, играя на музыкальных инструментах, занимаясь коллекционированием, вышивкой, рисованием и т.д. И с удовольствием организуют и делают приятным, интересным досуг окружающих. Вот и Дмитрий с Марией Полунины (об этой семье мы писали в «Радаре» № 29 от 16 июля 2009 г.) уже почувствовали, что им тесно в рамках семейного оркестра – захотелось расти и развиваться дальше. Появилась смелая идея создать сводный семейный оркестр из нескольких молодых музыкальных семей, умеющих играть на разных музыкальных инструментах. Первые шаги уже сделаны: в их оркестре появились новые музыканты. Но им очень хочется, чтобы в их коллектив вливались молодые мамы и папы с детьми, умеющие играть на разных музыкальных инструментах, возможно имеющие опыт концертной или другой музыкальной сценической деятельности. Если у вас, уважаемые читатели, есть желание, а может быть и музыкальный инструмент, от вас ждут звонка по телефону 8-902-151-3851. Галина ЛОПАЕВА, г. Лесной. 3 сентября 2009 г.