Вопрос–ответ Кому положена досрочная пенсия - Применяются ли нормы ранее действовавшего пенсионного законодательства, если они более выгодны для обратившегося за пенсией, чем отдельные положения ныне действующего закона? И. Борисов, г. Лесной. * (6-6) (8-7) Читателю отвечает С.В. Новоселова, зам. начальника УПФР в городе Лесном. - Органы Пенсионного фонда РФ при определении права на досрочное пенсионное обеспечение наряду с нормами ныне действующего Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от 17.12.2001 г. № 173ФЗ руководствуются также разъяснением Минтруда России от 17.10.2003 г. № 4 и постановлением Конституционного Суда РФ от 29.01.2004 г. № 2-П. В соответствии с разъяснением Минтруда России от 17.10.2003 г. № 4 при исчислении продолжительности страхового стажа и (или) стажа на соответствующих видах работ в целях определения права на досрочную трудовую пенсию по старости в соответствии со статьей 27 ФЗ-173 от 17.12.2001 г. в указанный стаж включаются все периоды работы или иной общественно полезной деятельности, которые засчитывались соответственно в общий трудовой стаж и в специальный трудовой стаж при назначении пенсии по законодательству, действовавшему в период выполнения данной работы, с применением правил подсчета соответствующего стажа, предусмотренных указанным законодательством (в том числе с учетом льготного порядка исчисления стажа). Такой порядок подсчета стажа применяется в том случае, если гражданин до дня отмены соответствующего закона полностью выработал необходимый специальный трудовой стаж, дававший право на пенсию по старости, а ко дню обращения за пенсией имеет требуемой продолжительности страховой стаж и достиг пенсионного возраста. Рассмотрим эти случаи. Если работа протекала в период действия Закона СССР от 14.07.1956 г. «О государственных пенсиях», то есть до 01.01.1992 года, то вопрос о праве на досрочное назначение трудовой пенсии по старости может быть рассмотрен в соответствии с Положением о порядке назначения и выплаты государственных пенсий, утвержденным постановлением Совета Министров СССР от 03.08.1972 г. № 590. Данное Положение предусматривало возможность при исчислении специального трудового стажа лиц, занятых на работах по Спискам № 1 и № 2, утверж- денным в 1956 году, приравнивать при наличии определенных условий к льготной работе иные виды деятельности. Поэтому по нормам Закона 1956 года выгодно определять право на досрочную пенсию тем гражданам, у которых по тому законодательству нет полного требуемого льготного стажа работы, но его будет достаточно с учетом предшествующих или последующих за ним таких видов общественно-полезной деятельности, как, например, служба в армии, выборная работа, ответственная партийная и комсомольская работа и др. Пример 1: мужчина после двухлетней службы в армии проработал в течение 8 лет в производстве и по профессии, поименованной в Списке № 1, утвержденном в 1956 году. Если его работа по Списку № 1 (8 лет) приходилась на время до 01.01.1992 года (то есть до даты отмены пенсионного Закона от 14.07.1956 г.), то при подсчете общей продолжительности льготного стажа в него может быть зачтен и период службы в армии (2 года). Итого получится 10 лет стажа по Списку № 1. При наличии общего трудового стажа не менее 20 лет ему может быть назначена пенсия в возрасте 50 лет, в то время как по Закону РФ от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ этот гражданин приобрел бы право на пенсию только в возрасте 52 лет (60 лет минус 8 лет за стаж работы по Списку № 1). В случае если на 01.01.1992 г. продолжительность льготного стажа гражданина с учетом службы в армии составила бы менее требуемых по тому Закону 10 лет, то право на пенсию в возрасте 50 лет он бы не имел. По Закону 1956 года пенсии за неполный льготный стаж не назначались. Пример 2: заявитель настаивает на включении в льготный стаж времени пятилетней выборной работы до 01.01.1992 г. в профкоме строительного треста, которая следовала непосредственно после 8-летней работы в качестве неосвобожденного бригадира каменщиков строительного управления данного треста. Его просьба не может быть удовлетворена, так как в разделе «Строительство зданий и сооружений» Списка № 2 от 1956 года профессия «каменщик» не была поименована. Впервые данная профессия была включена в число тех, работа в которых дает право на досрочную пенсию, только в Списки, утвержденные в 1991 году, и заявитель ранее (в годы его работы в этом стройуправлении) не мог претендовать на досрочную пенсию. Если работа приходилась на период действия Закона РФ от 20.11.1990 г. № 340-1 «О государственных пенсиях в РФ» с 01.01.1992 г. до 01.01.2002 г. Использовать нормы Закона РФ от 20.11.1990 г. при определении права на досрочную пенсию выгодно в тех случаях, когда нужно применить льготный порядок исчисления специального стажа работы. Действующий с 01.01.2002 г. Федеральный закон «О трудовых пенсиях в РФ» № 173-ФЗ не предусматривает льготного порядка исчисления стажа. В то же время при установлении пенсии до 01.01.2002 г. применялись нормы Закона РФ от 20.11.1990 г. № 340-1 «О государственных пенсиях в РФ», которые предусматривали льготное исчисление, как общего, так и специального трудового стажа при реализации права на пенсию. В свете постановления Конституционного Суда РФ от 29.01.2004 г. № 2-П исчисление страхового стажа и стажа на соответствующих видах работ за период до 01.01.2002 г. может производиться по нормам действовавшего на 31.12.2001 г. правового регулирования. Это означает, например, что работа на Крайнем Севере и в приравненных к нему местностях до 01.01.2002 г. может учитываться в полуторном размере. Если с учетом полуторного коэффициента у граждан до 01.01.2002 г. набирается необходимый специальный стаж (например, по Списку № 1 у мужчины – 10 лет, у женщины – 7 лет 6 месяцев), то они могут претендовать на досрочную трудовую пенсию по старости по достижении необходимого возраста: 50 и 45 лет соответственно мужчины и женщины. Увеличение продолжительности работы на Крайнем Севере и в приравненных к нему местностях в полтора раза завершилось с 01.01.2002 г. – даты вступления в силу Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ». Согласно статье 12 этого закона исчисление страхового стажа, требуемого для приобретения права на трудовую пенсию, производится календарно. Пример: мужчина, 16.08.1954 года рождения, имеет страховой стаж 29 лет, из них 8 лет по Списку № 2 в районах Крайнего Севера до 01.01.2002 г. и 1 год по Списку № 2 в районах Крайнего Севера после 01.01.2002 г. С учетом постановления Конституционного Суда от 29.01.2004 г. № 2-П стаж работы мужчины по Списку № 2 составит 13 лет (8 лет до 01.01.2002 г. в полуторном размере = 12 лет по Закону от 20.11.1990 г. 340-1 и 1 год в календарном исчислении в соответствии с действующим законодательством с 01.01.2002 г.). Таким образом, мужчина будет иметь право на досрочную пенсию в связи с работой по Списку № 2 в возрасте 55 лет. Подготовила Наталья ФРОЛОВА. Во власти На чём зреют «гроздья народного гнева» (4-4) Информация о товарах и услугах публикуется на правах рекламы. 4 РАДАР ¹ 32 Городское отделение КПРФ продолжает публикацию наиболее интересных и значимых для граждан России законов, принятых Законодательным Собранием Свердловской области и Госдумой РФ. Итак, как уже сообщалось на страницах газеты «Радар», заседание областной Думы от 26 мая 2009 года в полной мере показало отношение депутатов от «Единой России» к вопросу о принятии закона «О ветеранах труда Свердловской области». Деньги, которые могли пойти на нужды социально незащищенных слоев населения, депутаты от партии власти решили потратить на любимые проекты губернатора, например, на строительство фешенебельного горнолыжного курорта на горе Белая. О МОНЕТИЗАЦИИ. Областные власти перенесли начало монетизации коммунальных льгот на 1 января 2010 года. Правительство оказалось не готово к нововведению. Также нет никаких гарантий того, что монетизация не ухудшит положения льготников, большинство из которых экономит сегодня даже на еде и лекарствах. Но более вероятная причина переноса срока – власти учли общественную реакцию на монетизацию транспортных льгот, массовые акции протеста и судебные разбирательства. Это наглядный урок и тем, кто отмахивается от акций протеста с одним оправданием: от нас, мол, ничего не зависит, все, что захотят, то и сделают! Далеко не все, уважаемые пессимисты! ОБ ОТОПИТЕЛЬНОМ СЕЗОНЕ. По данным госстатотчетности, отопительный сезон 2008-2009 г. практически не имел сбоев и прошел успешно. В первом квартале 2009 года цены на котельное топливо по сравнению с IV кварталом 2008 года выросли в среднем: уголь – на 10%, дрова – на 15%, газ – на 7%, а его транспортировка увеличилась на 15-20%. Затем Госстат озвучил более тревожную информацию, связанную с достаточно сложной ситуацией в тепловых сетях области из-за их высокого износа. Износ систем и объектов инженерной инфраструктуры на территории области составляет 58,2%. Половина коммунального хозяйства нуждается в срочной замене. Но в связи с финансовым кризисом сделать это в ближайшие годы вряд ли удастся. А так как процесс износа, как любил говорить М. Горбачев, «пошел», то, весьма возможно, в скором времени мы сможем поблагодарить наших коммунальщиков словами Высоцкого: «Спасибо вам, я греюсь у костра». О КОМЕНДАНТСКОМ ЧАСЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ. Этот закон придется комментировать сухим и витиеватым слогом юристов. Итак, «... этим законом регулируются отношения, связанные с установлением мер по недопущению нахождения детей в местах, в которых может быть причинен вред здоровью детей, их физическому, интеллектуальному и нравственному развитию, а также в ночное время в общественных местах без сопровождения родителей...» Под ночным временем в законе понимается время с 23 часов до 6 часов местного времени в период с 1 мая до 30 сентября и время с 22 часов до 6 часов местного времени с 1 октября по 30 апреля. Также законом прописан порядок определения этих самых мест, нахождение в которых ребенку будет запрещено. О САММИТЕ ШАНХАЙСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ. По словам губернатора Э. Росселя, на подготовку и проведение саммитов ШОС и БРИК было потрачено порядка 60 млрд. рублей, в том числе и из областной казны. Только на реконструкцию дома Севастьянова, который предполагается использовать под ре- зиденцию президента, было потрачено 1,35 млрд. рублей. И это во время кризиса! Просто удивительно, откуда у нашего руководства такая тяга к помпезной роскоши?! КОРРУПЦИЯ ВО ВЛАСТИ. По заключению антикоррупционной экспертизы, почти 300 постановлений Свердловского правительства способствуют развитию коррупции. Их необходимо срочно корректировать. О БЕЗРАБОТИЦЕ. На 25 июня безработица в Свердловской области составила порядка 85 тысяч человек. По другим подсчетам – перевалила за 100 тысяч человек. Свердловская область занимает первое место по Уральскому федеральному округу по объемам задолженности по зарплате. О «СКАЗОЧНЫХ» ЗАРПЛАТАХ. В июне 2009 года правительство Свердловской области приняло проект постановления «О размерах оплаты труда сотрудников государственных унитарных предприятий». Напомню о том, что в настоящее время в регионе действует 145 государственных унитарных предприятий. Подавляющее большинство из них не приносят прибыль или прибыль их совсем минимальна. Но, невзирая на это, только в прошлом году гуповский директорат выписал себе «бонусов», а проще говоря, премий, на 1 млрд. 200 млн. рублей. «Красиво жить не запретишь»?! А надо бы! Материал, поступивший от депутатов Законодательного Собрания Свердловской области Е. Артюха и А. Альшевских, обработала и представила к публикации Т. МЕЛЕНТЬЕВА, секретарь м/о КПРФ, г. Лесной. (Окончание - в следующем номере) 6 августа 2009 г.