К 100-летию А.Я. Мальского Мебель по самым низким ценам на заказ и в ассортименте предлагает кооператив «Кедр» приходите, мы ждем вас по адресу: г. Лесной, ул. Ленина, 64, пн.-пт.: 11-18 сб.: 11-15 Тел.35-0-35 (5-5) (5-5) Сахар Мука Крупы Окорочка Низкие цены (6-4) (5-5) (2-2) тел. 4-64-90 (обеденные зоны, шкафы-купе, прихожие, стеллажи, компьютерные столы, детские комплекты (стол+стул), книжные шкафы, детская мебель, различные тумбы) 3-08-13 Доставка в квартиру – бесплатно бесплатная доставка (5-5) (5-5) САХАР, МУКА, КРУПЫ, ОКОРОЧКА (5-4) (5-4) 4-51-36 МУКА С 2-05-44 а х а доставка – бесплатно р доставка – бесплатно С а 10, х 25, а 50 МУКА р (5-4) 3-43-22 10, 25, 50 (5-4) С МУКА 10, – а доставка бесплатно 25, х 50 а р 8-9068050650 С доставка – бесплатно а 10, х 25, а 50 р МУКА 4-28-01 4-02-54 (8-6) Информация о товарах и услугах публикуется на правах рекламы. 4 РАДАР ¹ 30 С заботой о людях и производстве В июле 1952 года мы закончили РУ-18 в г. Екатеринбурге. Нас, молодых специалистов, по направлению отправили в Свердловск-45 (ныне Лесной). Отмечу, нас было 55 человек лучших специалистов с 5 разрядом по разным специальностям. На заводе приняли хорошо, и мы работали в разных цехах, но нас готовили в «сотые» цеха – так их называли раньше в городе. И осенью 1953 года мы попали в свой 103 цех, который был пущен в первых рядах, так как нам пришлось освоить новую продукцию в короткие сроки, а именно изготовление жгутов для атомного оружия, боезарядов. По поручению руководителей мы, молодые ребята, быстро подготовили свои рабочие места в широком зале, поставили монтажные столы, получили специальный инструмент и материалы и приступили к работе. Инструкции и технологию работы мы выучили на «отлично». С нами изучали и отрабатывали технологию А.И. Щерба, конструктор В. Бодров и много других специалистов. Кое-что не получалось в работе, но руководство решало все быстро и решительно. Начальником 103 цеха был В.С. Усенко, его замом – С.В. Роготнев, старшими мастерами – В.И. Засорин, Е.И. Курков, М.Л. Винников. Мы тренировались несколько дней, а затем приступили к плановой работе. В скором времени к нам пожаловало высшее руководство завода во главе с директором Дмитрием Ефимовичем Васильевым. Они заняли свои места, переговариваясь, посматривали на нас. А мы, молодые рабочие: В.А. Елтышев, П.И. Гилев, А. Клещев, В. Митрохин, В. Лазарев, В.К. Субботин, И. Холмогоров, Я.И. Хардин, И. Баранов и другие, – старательно и терпеливо выполняли работу в точности по чертежам. Около нас сидели контролеры: Н. Соломина, М. Бадакшанова, А. Левшина, М. Разуменко. И это лишь малая часть специалистов, о которых я упомянул, а нас было более пятидесяти рабочих, выполнявших эту работу под руководством начальника ОТК Е. Мяздрикова и других руководителей. Нас тщательно проверяли: каждую операцию – с росписью исполняющего и контролирующего лица. Но мы были молодыми, сильными, сообразительными и работу выполняли хорошо... Мой рабочий стол стоял недалеко от стола, где сидел А.Я. Мальский. Как сейчас вижу: он что-то читает и посматривает в мою сторону. Через некоторое время подошел к нему Д.Е. Васильев. Анатолий Яковлевич встал из-за стола, и они о чем-то поговорили. Я определил: ростом они примерно одинаковы. Дмитрий Ефимович был одет в гражданский костюм черного цвета, а Мальский – в военный китель, брюки заправлены в сапоги. Васильев был полноват, его длинные чер- А.Я. Мальский. ные волосы зачесаны на затылок, лицо у него – приветливое, и смотрел он на нас с доброй улыбкой. У Мальского лицо серьезнее, взгляд – более острый, прическа – короткая, волосы русые. Он сухощав, строен, с истинно военной выправкой. Звание полковника подтверждал весь его облик. Пробыв около нас до обеда, они уехали с площадки на автомобилях «ЗиЛ» и «ГАЗ». После обеда пришли к нам представители военной приемки – морской подполковник Гладилин и военный летчик в звании полковника Войтенко. Они находились у нас все время. На следующий день Д.Е. Васильев и А.Я. Мальский опять приехали к нам к 10 часам. А мы продолжали работать дружно и терпеливо. Нам было примерно по 18-22 года, и мало кто из нас курил. Все время было занято работой, тем более мы понимали, что она очень важна для завода и выполнение плана зависело от нас. Нам приходилось много крутить бандажей из крепких ниток, и наши ладони болели от натяжки ниток. Я решил на правую ладонь намотать ленту из бязи, и мне стало не больно крутить бандажи. Это заметил А.Я. Мальский. Он подошел и спросил, что у меня случилось с рукой. Я объяснил, что при сильной натяжке ниток образуются ранки на коже. Он сказал: «Ловко придумал, молодец», – и посоветовал крутить бандажи в перчатках. Я ответил ему, что перчатки для нас трудно купить, да и у них придется обрезать часть пальцев. Тогда А.Я. Мальский подозвал В.И. Засорина, старшего мастера, и сказал ему, что надо выдать всем монтажникамбандажникам перчатки. И это было услышано: на следующий день привезли толстые хлопчатобумажные перчатки и раздали нам. Все были очень довольны, особенно Тоня Тетютцких: у этой красивой женщины кожа на боковой части ладони была сильно, до крови, надавлена. На третий день Д.Е. Васильев не приехал, а был только А.Я. Мальский с военной приемкой. Анатолий Яковлевич подошел ко мне и спросил: «Сейчас удобно стало работать?» Я сказал: «Да». Он еще посоветовал: «Вы просите у начальства все, что вам требуется для работы, и сами что-нибудь придумывайте, изобретайте и подавайте рационализаторские предложения». Я подумал насчет облегчения некоторых операций, посоветовался с мастерами и технологами – С.Г. Огородниковым и другими. За короткое время подали шесть рацпредложений. Рационализаторами выступили В.И. Засорин, Л. Шушаков, Бобков, Лобанов. И меня слова Мальского вдохновили, и я за свою жизнь подал много рацпредложений. Мальский поинтересовался у меня и насчет обеденного перерыва. Я ему сказал, что ходим в буфет, но там всегда большие очереди. Мальский посмотрел в окно, в сторону строящейся столовой, и сказал: «Потерпите немного, скоро мы откроем столовую, и вам будет удобно с обедами». На другой день после этого разговора мы пришли в буфет и увидели: очередь была небольшой. А причина в том, что добавилось работников буфета: указание будущего директора положительно повлияло на организацию торговли. После отъезда Д.Е. Васильева в Снежинск А.Я. Мальский принял руководство заводом. И, надо сказать, он управлял не только им, а, можно сказать, и всем городом. Мне довелось много раз видеть директора, выступающего в ДК «Современник» на темы: «Работа на заводе и выполнение плана», «Отдых и лечение в Карловых Варах», «Детство и боевые годы с отцом» (отец у него был командиром бронепоезда, и Анатолий в школьные годы ездил на боевой машине). Встречал я его и когда он катался на велосипеде по городу. Велосипед с двигателем он привез из Чехословакии. После отъезда А.Я. Мальского из нашего города я встречался с теми людьми, которые его окружали. Это шофер В. Низовкин, катерист Н. Аминов, горничная, сантехники, которые ремонтировали в его доме оборудование, электрики, садоводы, продавцы. Все они говорили о директоре только хорошее. Из воспоминаний П.И. ГИЛ¨ВА, ветерана тыла, труда. P.S. Люди, о которых написано в моих воспоминаниях, являлись лучшими специалистами комбината «Электрохимприбор», проработавшими в основных цехах более 30-40 лет. Все они получили государственные награды, являются ветеранами труда. Школа безопасности Крутить педали надо по правилам Велосипед - экологически чистый вид транспорта - опять в моде: забава детей, помощник пенсионеров и популярный скоростной вид транспорта современной молодежи. Тем более что правила учить не обязательно, сдавать экзамены в ГАИ не надо – научился крутить педали, дождался 14 лет и вставай в один ряд с «Мерседесом»! Но не все так просто, если учесть, что в Лесном только за велосипедно-летний сезон 2009 года виновниками или участниками ДТП стали 5 велосипедистов. Случаи все разные, но объединяет их одно – велосипедист забывает или игнорирует элементарные правила дорожного движения, хотя на дороге – это полноценный участник дорожного движения, у которого есть обязанности. По законодательству Российской Федерации управление велосипедом по дорогам разрешено с 14 лет. Однако вряд ли ребенок осознает всю ответственность, обладает определенными способностями и достаточными психофизиологическими качествами для самостоятельных поездок в городских условиях. Дороги и улицы нашего города не слишком приспособлены для езды на велосипеде. Обращаюсь ко всем автомобилистам: от ребенка на дороге можно ждать всего - опасайтесь его неадекватных действий, продумайте за него возможные маневры и, возможно, предотвратите аварийную ситуацию. Не забывайте и о том, что в случае ДТП, даже если виновен велосипедист, проблемы через ОСАГО не уладить, только через суд. Обращаюсь к родителям - если ваш ребенок велосипедист, обязательно напомните элементарные правила поведения на дороге. Что, прежде всего, следует знать велосипедистам? Если вы передвигаетесь по тротуару, вы не должны мешать пешеходам - это их территория. Подъехали по тротуару к пешеходному переходу – сойдите с велосипеда и катите его рядом. Иначе может случиться как в ДТП на перекрестке улиц Мира-Ленина. Водитель «Фольксвагена» дождался «зеленого» сигнала, оценил обстановку: пешеходов нет, пропускать некого, - и, поворачивая с Ленина на Мира, неожиданно сталкивается с невесть откуда взявшимся велосипедом. Велосипедист подъезжал к этому же перекрестку, но по тротуару, и тоже увидел, как загорелся «зеленый», нажал на педали, но забыл маленькую деталь: переезжать по зебре нельзя, вот и воткнулся этот горе-велосипедист в крыло «Фольксвагена» и перелетел через капот. Про выезд со двора - отдельная история. Автомобиль выезжает со двора, притормаживает, чтобы оценить ситуацию, останавливается, видя велосипед, а вот велосипедист почему-то не притормаживает, не останавливается, даже не задумывается о собственной безопасности - и совершает наезд на автомобиль, который остановился, пропуская его. Истории о невнимательных велосипедистах можно продолжать, но лучше их предотвратить! Велосипедисты должны двигаться только по крайней правой полосе (допускается движение по обочине, если это не создает помех пешеходам), обозначать все свои маневры жестом руки. Запрещено перевозить груз, который выступает более чем на полметра по длине или ширине за габариты, или груз, мешающий управлению. Недопустимо управлять велосипедом, не держась за руль. Ни на раме, ни на багажнике велосипеда и мопеда нельзя перевозить пассажиров. Приобретите специальные средства защиты от травм. В настоящее время в продаже имеются защитные шлемы, накладки на локтевые и коленные суставы: конечно же, это не решит всех проблем, но существенно снизит силу удара, приходящуюся на данные части тела при случайном падении. Пусть чужие ошибки станут для вас примером, а ваши велопрогулки будут приятным и полезным отдыхом. Ирина ЖУЖГОВА, старший инспектор ГИБДД по пропаганде. 23 июля 2009 г.