Двойной портрет Один юбилей на двоих Н.Ф. ХАЙРУЛЛИНА. Нина Федоровна ХАЙРУЛЛИНА (преподаватель экономики МУ СОШ №3) - Нина Федоровна, какой совет Вы могли бы дать педагогам, которые, только окончив институт, приходят преподавать в школу? - Первое – это, конечно, уважительное отношение к детям. У начинающих педагогов порой бывает немного утрированное понимание того, что они педагоги. Не стоит забывать, что совсем недавно они были на месте тех, кого пришли учить. Когда устанавливаешь контакт с классом, особенно на первых уроках, ни в коем случае не нужно давать ученику чувствовать свое превосходство. Я считаю, что все возникающие конфликты, если таковые случаются, лучше всего решать тет-а-тет после уроков. Ведь дети все чувствуют. - За время работы в школе в Вашей жизни наверняка произошло немало ярких событий… Можете рассказать о самом-самом? - Таких событий, действительно, очень много… Ну вот, например, я стала старшей пионервожатой и нужно было собирать всю дружину, в которой было более 200 человек, как-то удерживать их внимание, усмирять что ли, - смеется Нина Федоровна. - Было тяжело, но у меня получилось. Подобное волнение я испытала, когда уже мой сын участвовал в школьной пушкинской постановке. Как для мамы, для меня это было очень яркое событие. Ну и, конечно, еще одно – это рождение моих внуков, их у меня двое. А вот первые яркие моменты в моей педагогической практике связаны с уроками экономики, кото- рые нужно было преподнести ребятам так, чтоб их заинтересовать. На первых занятиях мы с ними играли. Это был позитивный опыт и для меня, и для моих учеников. - Вы согласны с тем, что преподаватель должен быть другом для ученика? - Безусловно. На одном из моих уроков был случай, когда вместо темы занятия мы с классом обсуждали волнующий ребят вопрос. После уроков ребята зашли в мой кабинет и поблагодарили за беседу. Знаете, как приятно стало на душе? (улыбается). Педагог должен быть немного психологом и другом… - Что Вы пожелаете ребятам, которые в этом году покидают школьные стены? - Самое главное – найти себя в жизни. Работа всегда должна приносить радость, на нее нужно приходить с улыбкой. Людмила Леонтьевна КУЛЬНЕВА (преподаватель истории МУ СОШ №3) В школу пришла в качестве вожатой. Уже после решила поступить в пединститут. С тех пор она предана своей работе. Учить детей ей очень нравится, несмотря на то, что процесс этот требует большого терпения. - Хотелось ли Вам кардинально сменить профессию? - Поменять место работы? Нет. Никогда! Я считаю, что сделала правильный выбор, уверенно отвечает Людмила Леонтьевна. - Как Вы считаете, на что стоит обращать внимание в работе с классом педагогам-новичкам? - Терпение и тактичность, выдержанность – вот оружие любого новичка, да и не только новичка. Нужно уметь выслушать. Принять позицию ребенка. Поправить, если есть ошибки. Нет смысла доказывать свою правоту в категоричной форме – все приходит с опытом, как для педагога, так и для его ученика. Можно сказать, что обучаются они бок о бок. Снова задаю вопрос, касающийся ярких жизненных событий. - Все эти годы были наполнены радостными эмоциями, столько всего произошло! Работая в школе, вышла замуж, родила детей – это самые яркие события. - Что Вы чувствуете, выпуская детей из школы? - Жаль их отпускать. Прикипаем мы быстро к детям. Всегда желаем им только добра, прощаясь у школьных дверей. Всегда хотим, чтоб начатое дело не бросали на полпути. Добивались желаемого. Не отступали, если что-то не получается. Не боялись ехать поступать в вузы в большие города – дети из провинции зачастую оказываются прилежнее и талантливее детей «из столиц». А главное – чтобы людьми выросли, Людьми с большой буквы… Анна ГОНЧАРОВА, г. Нижняя Тура. Фото автора. Л.Л. КУЛЬНЕВА. Они учились в одной школе, в одном классе, после ее окончания вновь встретились, но уже на работе – тоже в школе. Бок о бок работают в одном коллективе 32 года – они пришли сюда практически одновременно. И, наконец, в январе 2009 года они вместе отпраздновали свои юбилеи – так вышло, что и дни рождения у коллег по работе и подруг в жизни с разницей в два дня. Профилактика Линзы должен подбирать только врач Чего уж проще, подумалось мне, взять консультацию на предмет подбора и ношения линз! Но, как оказалось, все действительно не так просто. Не успела я обратиться к заведующей отделением ДРП «Микрохирургия глаза» г. Лесного врачу-офтальмологу Екатерине Александровне ТРЕТЬЯКОВОЙ и задать вопрос читательницы, как услышала в ответ: - Давно эту тему надо поднимать! Люди же совсем некомпетентны в вопросе подбора и ношения линз, спасибо, что вы пришли с этой проблемой к нам! - Екатерина Александровна, действительно ли среди ваших пациентов большое количество людей, которым показана контактная коррекция? - Да, контактная коррекция показана многим, но люди испытывают недостаток в знаниях о том, что такое линзы и как грамотно их нужно применять. Контактные линзы – тонкий и технически сложный прибор, требующий от пользователя бережного и аккуратного отношения. Вопервых, подбор контактных линз должен производиться врачом-офтальмологом. Во-вторых, подбор линз – это не только определение диоптрий, важны множество параметров, таких как базовая кривизна, посадка линзы. При подборе учитываются десятки нюансов, даже место работы пациента, его сопутствующие заболевания, сами линзы тоже разные – и качество, и толщина, и проницаемость. Первичный подбор занимает 3-4 часа, повторный – около часа, поэтому понятно, что самостоятельно подобрать линзы и при этом не навредить себе – невозможно. - В таком случае, как это сделать грамотно? - Прежде всего, еще раз подчеркну, пациент идет не самостийно в ближайшую оптику, а к врачу-офтальмологу. В нашем представительстве в настоящее время нет специализированного кабинета для подбора контактных линз, поэтому мы направляем пациентов в наши ближай- 4 29 января 2009 г. Е. Третьякова. «Моя подруга носит линзы – не может нарадоваться, до чего удобно! Я тоже хотела бы приобрести линзы, но мне сказали, что самостоятельно это сделать нельзя и нужно ехать в Екатеринбург. Как же так? В Лесном есть магазин, где продают линзы, разве нельзя просто пойти и купить? Думаю, этот вопрос будет интересен не только мне. Н. КОРДЮКОВА, г. Лесной». шие представительства, где проведут полное диагностическое обследование глаз, подберут самые комфортные для человека линзы, а также обучат правилам их использования. Кстати, есть хорошая новость для людей с возрастной дальнозоркостью: появились мультифокальные контактные линзы. В них человек может хорошо видеть на дальние расстояния и так же хорошо – вблизи. Понятно, что такие линзы тем более должен подбирать только врач. - Какие основные ошибки при ношении линз совершают люди, помимо того, что занимаются самоподбором? - Люди зачастую не ориентированы по срокам ношения линз. В моей практике бывали случаи, когда человек носил линзы, не снимая, три года! Люди должны знать, что мягкие контактные линзы изготавливаются из материалов с различной кислородопроницаемостью, по- этому время их использования ограничено. Есть разные режимы ношения контактных линз. Каждодневные – самые дорогие линзы, но и самые лучшие, однако их не все могут себе позволить. Линзы двухнедельного и месячного ношения – самые оптимальные по цене и качеству. - Другими словами, люди должны усвоить, что у линз есть четкие сроки ношения… - Совершенно верно. Если пациенту сказали: носите линзы сроком от месяца до трех – это неверно, нет таких линз. Есть или месяц, или три, то есть четко отмеренный срок ношения, и его необходимо соблюдать строго. - Екатерина Александровна, если существуют такие строгие правила, то как же получается, что пациенту назначают линзы, а никакой просветительской работы с ним не проводят? - Потому-то мы и бьем тревогу. Человек ведь сегодня сам себе врач: допустим, у него близорукость, он видит, что все его друзья носят линзы, и думает: пойду-ка и я себе подберу. Идет в пункт продажи очков, где чаще всего работает человек без специального образования, и покупает линзы, какие сам сочтет нужными. И никто ему не даст профессиональную консультацию. А потом начинаются жалобы: плохо вижу, зрение ухудшается, глаза слезятся… - С какого возраста вообще человеку могут быть назначены линзы? - Контактные линзы разрешены, когда пациент осознанно относится к тому, что у него есть проблемы со зрением. Если это ребенок, то он должен понимать, что при работе с линзами нужно соблюдать правила личной гигиены и грамотного обращения с линзами. В каждом случае назначение линз индивидуально. И в заключение: следует знать, что главным условием безопасности и здоровья ваших глаз является выполнение правил ухода за линзами, ношение их только в режиме, рекомендованном вашим офтальмологом, обязательное прохождение контрольных осмотров, даже если у вас нет жалоб на зрение и состояние глаз. Жанна РОЖДЕСТВЕНСКАЯ. Фото из архива редакции. Воспоминания очевидца «Я куплю тебе многомного хлебушка…» В ту страшную блокадную этот вкус. Я помню столярный зиму 1943 года трудно было клей, который варила мама, всем. Мы не просто голодали: помню вкус ремешков от тумногие из нас так и не смогли фель... Очень долго мама вапережить этот холод и особен- рила «язычки» от туфель, мы но голод. Даже сейчас, спустя их жевали потом – как конфе65 лет после снятия блокады ты. Очень больно вспоминать Ленинграда, мучительно боль- все это. но вспоминать, что такое леЯ помню, как нас эвакуиронинградский голод. 125 грам- вали на Урал, как привезли в мов хлеба со жмыхом и опи- детский дом Первоуральска, лом... Нестерпимо болел живот, как встречали нас жители горомама со слезами на глазах пы- да и говорили: «Смотрите, это талась успокоить: «Доченька, дети блокадного Ленинграда». скоро весна придет, будет все Все мы были как старички. хорошо. Потом кончится войМы выросли, постарели, но на, и я куплю тебе много-много память об этих днях навсегда хлебушка»… останется с нами. Мы не были на фронте, но Зоя ВАСИЛОВА, г. Лесной. холод, голод и бомбежки переживали вместе со взрослыми. Помню, как при наступлении весны с мамой и бабушкой мы ходили в Летний парк. Помню каждую травинку, каждый сорванный с дерева листочек. Мы это ели, и это было Уважаемая Зоя Ивановна! вкусно. Ког65-я годовщина снятия блокады Ленинграда – светда сгорели Бадаевские лая и скорбная дата в истории нашей страны. Мужество и стойкость защитников и жителей осажсклады, где хранились денного, но не покоренного города – навсегда останутся одной из самых героических страниц в летописи Отезапасы са- чества. В те дни весь мир еще раз убедился, что наш хара и муки, народ нельзя ни поработить, ни победить. мы ходили Память о беспримерном подвиге блокадного Ленинтуда соби- града навечно сохранится в сердцах благодарных порать землю, томков, будет и впредь служить примером беззаветной варили ее преданности Родине. и называли От всей души желаю Вам и Вашим близким здоро« с л а д к о й вья и благополучия. Берегите себя. землей». До сих пор п о м н ю Новости Дворца культуры Интеллект-турнир Новую форму работы со старшеклассниками города было решено внедрить и развивать в МУ «Дворец культуры». Цикл интеллект-турниров, посвященный знаменательным датам и праздникам и заданный с ежемесячной периодичностью, станет не только доброй традицией, но и возможностью «молодых умов» проявить себя. Участниками первого турнира стали ученики СОШ №№3, 2 и Нижнетуринской гимназии. Он был приурочен к празднованию 75-летия образования Свердловской области. Участникам предлагалось ответить на ряд вопросов с различным коэффициентом сложности на знание истории родного края и города. В равной борьбе победительницей турнира по итогам всех испытаний стала команда СОШ №2. А уже 30 января в 16.00 в МУ «Дворец культуры» пройдет второй тур игры, темой которой станет 200-летие великого русского писателя Н. Гоголя. Детские игровые программы в «Лимпопо» 21 января в детском развлекательном центре «Лимпопо» (ул. Малышева, 2) состоялась игровая программа «Пиратская вечеринка». Участниками увлекательного путешествия стали как приглашенные ребята, так и случайные посетители, каждому из которых были вручены атрибуты разбойников, чтобы более красочно и интересно провести игровую программу. Каждому «пирату» по итогам конкурсов были вручены сладкие призы. А 23 января прошла игровая программа «Цирковой день рождения». В гости к ребятам пришел настоящий клоун, веселый эквилибрист и жонглер в одном лице. Игры и фокусы с участием детей, задорная музыкальная зарядка, ну и, конечно же, именинный «каравай». Малыши сами выполняли цирковые трюки, жонглировали воздушными шарами, ходили по канату, за что и получали «цирковую зарплату» в виде игрушек и подарков. Иванами да Марьями гордились мы всегда 21 января в структурном подразделении МУ «Дворец культуры» «Луч» в очередной раз весело и душевно прошли посиделки в клубе общения «Иван-да-Марья». Сама тема встречи «Посиделки в русской горнице» уже располагает к дружественной обстановке. А еще – веселая компания, всегда готовая с радостью принять новых любителей приятного времяпрепровождения с песнями под баян, танцами и щедрым застольем. Тема следующей встречи, которая состоится 18 февраля, – «Вечер романсов». «У нас валенки в почете» Всю прошедшую неделю, с 19 по 23 января, в малом зале МУ «Дворец культуры» в рамках игровых программ о славных русских традициях, которые планирует возрождать Дворец культуры и знакомить с ними учащихся уже начиная с начальных классов, прошла игровая программа «У нас валенки в почете». Школьникам в веселой игровой форме рассказывали об истории самой знаменитой русской обуви. Программа «У нас валенки в почете», как и все остальные, наполнена не только играми, но и несет в себе познавательную и развивающую функции. Следующей русской традицией, о которой узнают ученики младших классов, будет «скоморошина». Андрей ПОСТОВАЛОВ, зав. отделом по работе с молодежью МУ «Дворец культуры» г. Н. Тура. РЕ ЗОНАНС ¹5