Двойной портрет

Один юбилей на двоих

Н.Ф. ХАЙРУЛЛИНА.

Нина Федоровна ХАЙРУЛЛИНА (преподаватель экономики МУ СОШ
№3)
- Нина Федоровна, какой совет Вы могли бы
дать педагогам, которые, только окончив институт, приходят преподавать в школу?
- Первое – это, конечно,
уважительное отношение
к детям. У начинающих педагогов порой бывает немного утрированное понимание того, что они педагоги. Не стоит забывать, что
совсем недавно они были
на месте тех, кого пришли
учить. Когда устанавливаешь контакт с классом, особенно на первых уроках, ни в коем случае не нужно давать ученику чувствовать свое превосходство. Я считаю, что все возникающие конфликты, если таковые случаются, лучше
всего решать тет-а-тет после уроков. Ведь
дети все чувствуют.
- За время работы в школе в Вашей
жизни наверняка произошло немало
ярких событий… Можете рассказать
о самом-самом?
- Таких событий, действительно, очень
много… Ну вот, например, я стала старшей пионервожатой и нужно было собирать всю дружину, в которой было более
200 человек, как-то удерживать их внимание, усмирять что ли, - смеется Нина Федоровна. - Было тяжело, но у меня получилось. Подобное волнение я испытала,
когда уже мой сын участвовал в школьной
пушкинской постановке. Как для мамы, для
меня это было очень яркое событие. Ну и,
конечно, еще одно – это рождение моих
внуков, их у меня двое. А вот первые яркие моменты в моей педагогической практике связаны с уроками экономики, кото-

рые нужно было преподнести ребятам так,
чтоб их заинтересовать. На первых занятиях мы с ними играли. Это был позитивный опыт и для меня,
и для моих учеников.
- Вы согласны с
тем, что преподаватель должен быть
другом для ученика?
- Безусловно. На
одном из моих уроков был случай, когда
вместо темы занятия
мы с классом
обсуждали
волнующий ребят вопрос. После уроков ребята зашли в мой кабинет и поблагодарили за беседу. Знаете, как приятно стало
на душе? (улыбается). Педагог должен быть немного психологом и другом…
- Что Вы пожелаете ребятам, которые в этом
году покидают школьные
стены?
- Самое главное – найти
себя в жизни. Работа всегда
должна приносить радость, на
нее нужно приходить с улыбкой.
Людмила
Леонтьевна
КУЛЬНЕВА (преподаватель
истории МУ СОШ №3)
В школу пришла в качестве вожатой. Уже после решила поступить
в пединститут. С тех пор она предана своей работе. Учить детей ей очень нравится,
несмотря на то, что процесс этот требует
большого терпения.

- Хотелось ли Вам кардинально сменить профессию?
- Поменять место работы? Нет. Никогда!
Я считаю, что сделала правильный выбор, уверенно отвечает Людмила Леонтьевна.
- Как Вы считаете, на что стоит обращать внимание в работе с классом
педагогам-новичкам?
- Терпение и тактичность, выдержанность – вот оружие любого новичка, да и
не только новичка. Нужно уметь выслушать. Принять позицию ребенка. Поправить, если есть ошибки. Нет смысла доказывать свою правоту в категоричной форме – все приходит с опытом, как для педагога, так и для его ученика. Можно сказать,
что обучаются они бок о бок.
Снова задаю вопрос, касающийся ярких
жизненных событий.
- Все эти годы были наполнены радостными эмоциями, столько всего произошло!
Работая в школе, вышла замуж, родила
детей – это самые яркие события.
- Что Вы чувствуете, выпуская детей из школы?
- Жаль их отпускать. Прикипаем мы быстро
к детям. Всегда
желаем им только добра, прощаясь у школьных
дверей. Всегда
хотим, чтоб начатое дело не
бросали на полпути.
Добивались желаемого. Не отступали,
если что-то не
получается. Не
боялись
ехать
поступать в вузы
в большие города – дети из провинции
зачастую оказываются прилежнее и
талантливее детей «из столиц». А главное – чтобы людьми выросли, Людьми с большой буквы…
Анна ГОНЧАРОВА,
г. Нижняя Тура.
Фото автора.

Л.Л. КУЛЬНЕВА.

Они учились в одной школе, в одном классе, после ее окончания вновь встретились, но уже на работе – тоже в школе. Бок
о бок работают в одном коллективе 32 года – они пришли сюда
практически одновременно. И, наконец, в январе 2009 года они
вместе отпраздновали свои юбилеи – так вышло, что и дни
рождения у коллег по работе и подруг в жизни с разницей в два
дня.

Профилактика

Линзы должен
подбирать только врач
Чего уж проще, подумалось мне, взять
консультацию на предмет подбора и ношения линз! Но, как оказалось, все действительно не так просто.
Не успела я обратиться к заведующей
отделением ДРП «Микрохирургия глаза»
г. Лесного врачу-офтальмологу Екатерине Александровне ТРЕТЬЯКОВОЙ и задать вопрос читательницы, как услышала в ответ:
- Давно эту тему надо поднимать! Люди
же совсем некомпетентны в вопросе подбора и ношения линз, спасибо, что вы
пришли с этой проблемой к нам!
- Екатерина Александровна, действительно ли среди ваших пациентов
большое количество людей, которым
показана контактная коррекция?
- Да, контактная коррекция показана
многим, но люди испытывают недостаток
в знаниях о том, что такое линзы и как
грамотно их нужно применять. Контактные линзы – тонкий и технически сложный прибор, требующий от пользователя
бережного и аккуратного отношения. Вопервых, подбор контактных линз должен
производиться врачом-офтальмологом.
Во-вторых, подбор линз – это не только
определение диоптрий, важны множество параметров, таких как базовая кривизна, посадка линзы. При подборе учитываются десятки нюансов, даже место работы пациента, его сопутствующие заболевания, сами линзы тоже разные – и
качество, и толщина, и проницаемость.
Первичный подбор занимает 3-4 часа,
повторный – около часа, поэтому понятно, что самостоятельно подобрать линзы и при этом не навредить себе – невозможно.
- В таком случае, как это сделать
грамотно?
- Прежде всего, еще раз подчеркну, пациент идет не самостийно в ближайшую
оптику, а к врачу-офтальмологу. В нашем
представительстве в настоящее время
нет специализированного кабинета для
подбора контактных линз, поэтому мы
направляем пациентов в наши ближай-

4

29 января 2009 г.

Е. Третьякова.

«Моя подруга носит линзы – не может нарадоваться, до чего удобно! Я
тоже хотела бы приобрести линзы, но мне сказали, что самостоятельно это
сделать нельзя и нужно ехать в Екатеринбург. Как же так? В Лесном есть магазин, где продают линзы, разве нельзя просто пойти и купить? Думаю, этот
вопрос будет интересен не только мне.
Н. КОРДЮКОВА, г. Лесной».

шие представительства, где проведут
полное диагностическое обследование
глаз, подберут самые комфортные для
человека линзы, а также обучат правилам их использования. Кстати, есть хорошая новость для людей с возрастной дальнозоркостью: появились мультифокальные контактные линзы. В них
человек может хорошо видеть на дальние расстояния и так же хорошо – вблизи. Понятно, что такие линзы тем более
должен подбирать только врач.
- Какие основные ошибки при ношении линз совершают люди, помимо того, что занимаются самоподбором?
- Люди зачастую не ориентированы по
срокам ношения линз. В моей практике бывали случаи, когда человек носил
линзы, не снимая, три года! Люди должны знать, что мягкие контактные линзы
изготавливаются из материалов с различной кислородопроницаемостью, по-

этому время их использования ограничено. Есть разные режимы ношения контактных линз. Каждодневные – самые
дорогие линзы, но и самые лучшие, однако их не все могут себе позволить.
Линзы двухнедельного и месячного ношения – самые оптимальные по цене и
качеству.
- Другими словами, люди должны
усвоить, что у линз есть четкие
сроки ношения…
- Совершенно верно. Если пациенту
сказали: носите линзы сроком от месяца до трех – это неверно, нет таких линз.
Есть или месяц, или три, то есть четко
отмеренный срок ношения, и его необходимо соблюдать строго.
- Екатерина Александровна, если
существуют такие строгие правила, то как же получается, что пациенту назначают линзы, а никакой
просветительской работы с ним не
проводят?
- Потому-то мы и бьем тревогу. Человек ведь сегодня сам себе врач: допустим, у него близорукость, он видит, что
все его друзья носят линзы, и думает:
пойду-ка и я себе подберу. Идет в пункт
продажи очков, где чаще всего работает
человек без специального образования,
и покупает линзы, какие сам сочтет нужными. И никто ему не даст профессиональную консультацию. А потом начинаются жалобы: плохо вижу, зрение ухудшается, глаза слезятся…
- С какого возраста вообще человеку могут быть назначены линзы?
- Контактные линзы разрешены, когда
пациент осознанно относится к тому, что
у него есть проблемы со зрением. Если
это ребенок, то он должен понимать, что
при работе с линзами нужно соблюдать
правила личной гигиены и грамотного
обращения с линзами. В каждом случае
назначение линз индивидуально.
И в заключение: следует знать, что
главным условием безопасности и здоровья ваших глаз является выполнение
правил ухода за линзами, ношение их
только в режиме, рекомендованном вашим офтальмологом, обязательное прохождение контрольных осмотров, даже
если у вас нет жалоб на зрение и состояние глаз.
Жанна РОЖДЕСТВЕНСКАЯ.
Фото из архива редакции.

Воспоминания очевидца

«Я куплю тебе многомного хлебушка…»
В ту страшную блокадную этот вкус. Я помню столярный
зиму 1943 года трудно было клей, который варила мама,
всем. Мы не просто голодали: помню вкус ремешков от тумногие из нас так и не смогли фель... Очень долго мама вапережить этот холод и особен- рила «язычки» от туфель, мы
но голод. Даже сейчас, спустя их жевали потом – как конфе65 лет после снятия блокады ты. Очень больно вспоминать
Ленинграда, мучительно боль- все это.
но вспоминать, что такое леЯ помню, как нас эвакуиронинградский голод. 125 грам- вали на Урал, как привезли в
мов хлеба со жмыхом и опи- детский дом Первоуральска,
лом... Нестерпимо болел живот, как встречали нас жители горомама со слезами на глазах пы- да и говорили: «Смотрите, это
талась успокоить: «Доченька, дети блокадного Ленинграда».
скоро весна придет, будет все Все мы были как старички.
хорошо. Потом кончится войМы выросли, постарели, но
на, и я куплю тебе много-много память об этих днях навсегда
хлебушка»…
останется с нами.
Мы не были на фронте, но Зоя ВАСИЛОВА, г. Лесной.
холод, голод и бомбежки переживали
вместе со
взрослыми.
Помню, как
при наступлении весны с мамой
и
бабушкой мы ходили в Летний
парк.
Помню каждую травинку, каждый
сорванный
с
дерева
листочек.
Мы это ели,
и это было
Уважаемая Зоя Ивановна!
вкусно. Ког65-я годовщина снятия блокады Ленинграда – светда сгорели
Бадаевские лая и скорбная дата в истории нашей страны.
Мужество и стойкость защитников и жителей осажсклады, где
хранились денного, но не покоренного города – навсегда останутся
одной из самых героических страниц в летописи Отезапасы са- чества.
В те дни весь мир еще раз убедился, что наш
хара и муки, народ нельзя ни поработить, ни победить.
мы ходили
Память о беспримерном подвиге блокадного Ленинтуда соби- града навечно сохранится в сердцах благодарных порать землю, томков, будет и впредь служить примером беззаветной
варили ее преданности Родине.
и называли
От всей души желаю Вам и Вашим близким здоро« с л а д к о й вья и благополучия.
Берегите себя.
землей».
До сих пор
п о м н ю

Новости Дворца культуры
Интеллект-турнир

Новую форму работы со старшеклассниками города было
решено внедрить и развивать в МУ «Дворец культуры». Цикл интеллект-турниров, посвященный знаменательным датам и праздникам и заданный с ежемесячной периодичностью, станет не
только доброй традицией, но и возможностью «молодых умов»
проявить себя.
Участниками первого турнира стали ученики СОШ №№3, 2 и
Нижнетуринской гимназии. Он был приурочен к празднованию
75-летия образования Свердловской области. Участникам предлагалось ответить на ряд вопросов с различным коэффициентом сложности на знание истории родного края и города. В равной борьбе победительницей турнира по итогам всех испытаний
стала команда СОШ №2.
А уже 30 января в 16.00 в МУ «Дворец культуры» пройдет второй тур игры, темой которой станет 200-летие великого русского писателя Н. Гоголя.

Детские игровые программы
в «Лимпопо»

21 января в детском развлекательном центре «Лимпопо»
(ул. Малышева, 2) состоялась игровая программа «Пиратская
вечеринка». Участниками увлекательного путешествия стали
как приглашенные ребята, так и случайные посетители, каждому из которых были вручены атрибуты разбойников, чтобы более красочно и интересно провести игровую программу. Каждому «пирату» по итогам конкурсов были вручены сладкие призы.
А 23 января прошла игровая программа «Цирковой день рождения». В гости к ребятам пришел настоящий клоун, веселый эквилибрист и жонглер в одном лице. Игры и фокусы с участием
детей, задорная музыкальная зарядка, ну и, конечно же, именинный «каравай». Малыши сами выполняли цирковые трюки,
жонглировали воздушными шарами, ходили по канату, за что и
получали «цирковую зарплату» в виде игрушек и подарков.

Иванами да Марьями гордились мы
всегда

21 января в структурном подразделении МУ «Дворец культуры» «Луч» в очередной раз весело и душевно прошли посиделки в клубе общения «Иван-да-Марья». Сама тема встречи «Посиделки в русской горнице» уже располагает к дружественной
обстановке. А еще – веселая компания, всегда готовая с радостью принять новых любителей приятного времяпрепровождения
с песнями под баян, танцами и щедрым застольем.
Тема следующей встречи, которая состоится 18 февраля, –
«Вечер романсов».

«У нас валенки в почете»

Всю прошедшую неделю, с 19 по 23 января, в малом зале
МУ «Дворец культуры» в рамках игровых программ о славных
русских традициях, которые планирует возрождать Дворец культуры и знакомить с ними учащихся уже начиная с начальных
классов, прошла игровая программа «У нас валенки в почете».
Школьникам в веселой игровой форме рассказывали об истории
самой знаменитой русской обуви. Программа «У нас валенки в
почете», как и все остальные, наполнена не только играми, но и
несет в себе познавательную и развивающую функции.
Следующей русской традицией, о которой узнают ученики
младших классов, будет «скоморошина».
Андрей ПОСТОВАЛОВ,
зав. отделом по работе с молодежью
МУ «Дворец культуры» г. Н. Тура.
РЕ ЗОНАНС

¹5