Выборы-2009: осталось три кандидата ЦЗН: за две недели – 39 безработных с. 2 с. 2 еженедельная региональная Почему обесценилась премия «Успех года» Как стать хорошим педагогом? с. 4 с. 5 распространяется бесплатно в комплекте с газетой “Радар” издается с марта 1992 года газета 29 января 2009 Образование ч ¹ 5/ 877 Учителя школ города пребывают в серьёзных раздумьях – как разрешится «кровавый», как его нарекли сами педагоги, вопрос «оптимизации» образовательных учреждений? Маяк оптимизации Комментарии излишни Отменят ли выплаты за стаж? Сейчас это наболевшая тема и для городской администрации. На минувшей неделе Николай Александрович ВОСТРЯКОВ, заведующий отделом образования, посетил ряд нижнетуринских школ. В беседе с учителями обсуждался вопрос, касающийся дефицита бюджетных средств и грядущей оптимизации расходов на образование. - Работники общеобразовательных учреждений получают заработную плату из средств областного бюджета, - говорит Николай Александрович. - В местный бюджет они поступают в форме областных субвенций. На 2009 год выделено 84 миллиона 595 тысяч рублей из областного бюджета в фонд оплаты труда работников учреждений общего образования (95% от направленных областью средств). Оставшиеся 5% в размере 4 миллионов 576 тысяч рублей – деньги на так называемые учебные расходы (учебные пособия, компьютерную технику, расходные материалы, наглядно-методические пособия и т.д.). При детальном рассмотрении смет образовательных учреждений оказалось, что дефицит ФОТ составил 8 миллионов 888 тысяч рублей. Эта цифра практически в два раза меньше, чем та, что была заявлена дефицитом изначально (15 миллионов рублей). По предварительным оценкам обнаружены некоторые моменты в сметных расчетах, которые в отдельных школах необоснованно завышаются, поэтому и последнее значение дефицита будет понижено. Область изначально поставила перед нами задачи и нормативы, в рамки которых мы должны уложиться. Соотношение штатной численности основного (для общеобразовательных учреждений это учителя) и не основного (руководящие, технические работники, библиотекари и т.д.) персонала по нормативам должно составлять 65% и 35%. Реальная картина такова – 41% основного персонала, 59% – не основного. Также есть определенный дисбаланс реальной картины наполняемости классов городских и сельских школ – 21 школьник городской на 14 школьников сельской, где в нормативе соотношение должно быть 25 человек к 20. Прийти к необходимому знаменателю было предложено путем оптимизации, то есть приближением расходов к оптимальным вариантам. В реальности это значит оптимизировать сеть образовательных учреждений и их структуру через сокращение численности не основного персонала; уменьшение расходов ФОТ, достижение нормативной наполняемости классов. С одной стороны, данные мероприятия действительно могут стабилизировать сложную ситуацию в образовательных учреждениях Нижней Туры. Но что мы увидим, если взглянуть на проблему с другой стороны? - Скрывать нет смысла – ситуация очень тяжелая, - признает Николай Александрович. – Сейчас не хватает средств для финансирования поездок детей на олимпиады, что напрямую связано с экономическим кризисом. А это значит, что без помощи родителей вывезти одаренных детей на эти мероприятия просто не под силу, конечно, расходы будут позже бюджетом скомпенсированы. Многое было сказано о том, что обязательное школьное образование придется отделить от дополнительного. По словам Н.А. Вострякова, школа должна быть направлена прежде всего на предоставление общего образования, поэтому учебная нагрузка учителей будет сохранена, классы в текущем учебном году тоже сливаться не будут. Для дополнительного же образования существуют ДШИ, художественная, спортивная школы, подростковые клубы и так далее, сеть таких учреждений в Нижней Туре неплохо развита. В данной экономической ситуации от некоторой части дополнительных занятий (кружков) в школе и части групп продленного дня придется отказаться, к тому же школам не всегда удается наполнить эти коллективы до нормы. Цена этого вопроса – 1,5 миллиона рублей. Также рассматриваются варианты отказа от различных дополнительных выплат, которые должны осуществляться только при наличии свободных финансовых средств. Цена вопроса – 2,5 миллиона рублей. Бескровно данные меры по оптимизации, конечно, не пройдут… В каждой школе весть об оптимизации встречали по-разному: где-то менее болезненно, где-то более. Но везде учителя выражали беспокойство за собственное благополучие – грядущие перемены влекут негативные последствия. Сокращение часов, «слияние» классов, отмена выплат за стаж… Очень много вопросов педагоги задавали об отказе от групп продленного дня и все сводились к одному: чем будут заниматься дети при большом количестве свободного времени? Не станет ли это причиной увеличения преступности? Много обоснованных волнений сегодня у педагогов: кто знает, в какие еще темные леса заведет маяк оптимизации? По словам заместителя министра общего и профессионального образования Свердловской области Л.И. Ситник, которая недавно посетила Нижнюю Туру, планируемые мероприятия по оптимизации расходов в образовании являются необходимыми в сложившейся экономической ситуации. Эти мероприятия проводятся и в областных образовательных учреждениях. Анна ГОНЧАРОВА, г. Нижняя Тура. Фото автора. Продолжение темы – на стр. 2 . Очень хочется верить в лучшее… Как быть с группами продлённого дня? Где взять 8 млн 888 тысяч рублей?